Елена Яковлева
Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка: в младшей группе выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 - 3 слова, в средней и старшей 3 - 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы поза у детей была правильной, чтобы не наступило напряжение или утомление.
Публикация «Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Внеречевое (физиологическое) дыхание характеризуется тем, что выдох по времени равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, вдох делается через нос. При носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.
Когда мы говорим, то выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха. Лучший тип речевого дыхания диафрагмально-нижнерёберное (при вдохе диафрагма опускается и нижние рёбра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются.
Для работы над речевым дыханием используются гимнастические упражнения "Часики", "Паровозик", "Насос" и др. ;
игровые упражнения на поддувание бумажных птичек, шариков и комочков ваты, надувание мыльных пузырей.
Большое значение имеет правильное, развёрнутое объяснение требований воспитателя к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Всё это входит в систематическую работу по формированию у детей правильного произношения.
Ясельная группа.
Игры: "Чей одуванчик раньше улетит?" (ротовое дыхание);
"Пускаем кораблики" (на столе таз с водой, сидя на стульчиках,дети дуют на кораблики, произнося звук "ф" или "п");
"Птицеферма" (используются игрушки: курица, петух, гусь, цыплёнок). Воспитатель показывает игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их зучание. Игрушки убирает. Дальше идёт обыгрывание. Кого встретили на птицеферме? Как она поздоровается с нами? (ко-ко-ко). Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе.
Младшая группа.
Игры: "Чей пароход лучше гудит? (Слегка выдвинуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка);
"Пузырь" (дети произносят звук "ф" не надувая щёк).
Средняя группа.
Упражнение:"Ныряльщики" (Разводя руки в стороны - вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая - выдох носом).
Игры: "Дятел" (Произнесение каждой строчки стихотворения на одном выдохе)
Дятел дерево долбит,
Дятел клювом дуб долбит.
На весь лес он стучит "ддддддд";
"Кто лучше надует игрушку?" (вдох через нос и медленный выдох через рот)
"Шарик" Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуть живот)
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Проговаривание на одном выдохе двустиший, загадок, поговорок.
Счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно.
Также дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках.