Ольга Кобзарь
Работа узких специалистов с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями в здоровье
▼ Скачать + Заказать документы
Хотите ли вы не хотите ли,
но дело товарищи в том,
что прежде всего мы родители,
а всё остальное потом!
Р. Рождественский
В последнее время огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
«Особый ребёнок» - так мягко называют педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнедеятельности (уходе, воспитании, обучении).
Особые дети, как и все дети на Земле, смеются и фантазируют, читают и рисуют, удивляются новому и познают мир. Поэтому так важно формирование отношения к ним как к равноправным членам российского общества.
Публикация «Работа узких специалистов с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями в здоровье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Рождение ребёнка с тяжёлыми нарушениями развития функционально деформируют семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которые несут её члены. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными (часто папы не выдерживают и «покидают» семью). Положение таких семей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Семья – ближайшее и первое окружение, с которым сталкивается ребёнок. Поэтому важно знать, что воспитание ребёнка начинается с самого рождения и нельзя терять ни минуты в этом процессе.
Семья, в которой есть ребёнок с ОВЗ, - это особый объект внимания специалистов и педагогов, которые могут оказать специализированную помощь родителям.
Дети с нарушениями в развитии часто развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи со стороны государства, дошкольных и школьных учреждений, социальной защиты и прежде всего в психологической поддержке семье.
В большинстве случаев родители изолируют своего малыша от посторонних людей, не понимая, что ребёнка необходимо вводить в окружающий мир, включать в жизнь социума.
Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.
Все узкие специалисты ведут работу по следующим направлениям:
1. Оказание психологической помощи и поддержка родителей имеющих детей с ОВЗ.
2. Снижение эмоционального дискомфорта, снятие тревоги, стресса, связанных с возникающими при воспитании ребёнка с ОВЗ.
3. Установление адекватных детско – родительских отношений и стилей семейного воспитания.
4. Психологическое просвещение, помощь в подборе литературы и вопросам развития и воспитания детей.
5. Подготовка рекомендаций для родителей по вопросам психологии, педагогики, семейного воспитания.
Чтобы выявить наиболее актуальные вопросы для просветительской работы с родителями, специалисты проводят анкетирование и индивидуальные беседы по следующим вопросам:
• Установление доверительных отношений.
• Итоги всестороннего обследования ребёнка.
• Как заниматься с ребёнком дома.
• Какие специалисты нужны для помощи ребёнку.
• На что нужно обратить внимание прежде всего.
На начальном этапе наиболее эффективной формой работы с «Особой семьёй» является консультирование.
Так, например, в этом учебном году для родителей были даны следующие тематические консультации:
1. Учим детей общаться (для родителей детей с РАС).
2. Создание безопасности в собственном доме (для родителей детей с ЗПР).
3. Я сам! («доза самостоятельности») (для родителей с ТНР).
4. Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует (для родителей детей с ЗПР).
5. Как закрепить навыки? (культуры еды, общественного поведения, культурно – гигиенических навыков) (для родителей с РАС).
6. Всё про агрессию.
7. Шпаргалка для взрослых «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком.
8. Телевизор и компьютер – друзья или враги.