Галина Прокопчук
Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребёнок живёт в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады. От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом зависит его развитие как человека и гражданина.
Современная семья претерпела ряд изменений: всё чаще она перестаёт быть монокультурной и мононациональной, а это значит, что у ребёнка, родившегося в такой семье, появляется больше возможностей в выборе веры и жизненной позиции по многим вопросам.
Публикация «Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста» размещена в разделах
В современной системе образования также наблюдаются важные системные процессы: большое количество мигрантов несут в группы детских садов свою культуру, свои традиции и свои модели отношений. Иногда эти традиции и эти модели вступают в противоречие с привычным порядком вещей, но в целом многообразие культур, с которыми сталкивается ребёнок дошкольного возраста, позволяет ему представить мир более объёмно и более ярко. Дети играют и общаются, а значит, уже в самом раннем возрасте они знакомятся с другой культурой, что обязательно скажется на их социальном становлении.
На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребёнок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. Если дети буду обладать подобными умениями, существенно снизится уровень их конфликтности друг с другом, ослабится степень негативных эмоциональных реакций.
Опираясь на Закон РФ «Об образовании» и на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, можно выделить: Формирование толерантных установок личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Воспитание патриотических чувств, формирование принадлежности к мировому сообществу.
Основные принципы работы с Этнокалендарём в условиях ДОУ
- Ориентация на актуальный запрос общества
- Соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников
- Ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, здоровый образ жизни, уважение прав личности
- Формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребёнком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений
- Расширение представлений дошкольников в разных областях знаний
- Интеграция основных направлений развития детей дошкольного: физического, познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического
- Интерактивность в организации непосредственной образовательной деятельности
- Непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс
Формы работы с детьми
- Непосредственная образовательная деятельность (НОД)
- Беседы
- Участие в районных и городских акциях
- Экскурсии
- Целевые прогулки
- Чтение художественной литературы
- Вечера досуга
- Викторины
- Театрализация
- Праздники
- Игры – тренинги
- Презентации
- Игры – драматизации
- Речевые игры
- Психологические тренинги
Объединение современных развивающих
технологий при работе с Этнокалендарём
- Развивающие игры – В. Воскобовича, Никитиных, Кюизенера, Дьенеша…
- Дыхательная и пальчиковая гимнастика, «Речь и движение», «Сказкотерапия»
- Макетирование, моделирование
- Презентации
- Маршрут выходного дня (ближнего и дальнего окружения)
- Проектная деятельность
- Экспериментирование
Использование Этнокалендаря у детей
- Развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует представления о целостной картине Мира
- Способствует успешной социализации, позитивному отношению к поступкам окружающих
- Воспитывает нравственные стороны личности
- Развивает личностные качества, необходимые для успешного обучения в школе
- Формирует навыки учебной деятельности и креативность
- Развивает психические процессы
Методы работы
- наблюдение за всеми видами детской деятельности, содержанием которой является представление об окружающем мире (в контексте ФГОС);
- погружение детей в игровую ситуацию, отражающую представления дошкольников об окружающем мире;
- беседы с детьми с использованием игрового дидактического материала (наглядного и раздаточного);
- чтение и обсуждение с детьми литературных произведений в соответствии с тематикой Этнокалендаря;
- моделирование проблемной игровой ситуации с детьми и взрослыми по содержанию Этнокалендаря;
- анализ детских творческих работ»
- игровые упражнения для детей, задания, тесты, использование образовательных технологий (мнемотехника, изографы, упражнения М. Монтессори, Н. А. Зайцева, В. В. Воскобовича, Никитиных, Логические блоки Дьенеша);
Применяем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, решающую вопросы с этнокультурного воспитания более углублённо. Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «Базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Работу с детьми ясельного и младшего возраста (2 – 4 лет) начинаем со знакомства с фольклором. Ценность его заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И действительно, лесковый говорок прибауток, потешек вызывает радость. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали – поехали») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки и потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой. Дети запоминают их и начинают вводить потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать; для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Дети слушают рассказы воспитателя, рассматривают иллюстрации. Детям постарше предлагается использовать сюжетно – ролевые игры, подвижные игры разных народов. Возможны игры – занятия с использованием материалов сказок, с обучением межличностному взаимодействию на примере сказочных ситуаций. Пение и танцы, совместные с родителями игры в праздники, отмечаемые в детском саду. Конкурсы чтецов; игры – соревнования.