Гойдина Елена Сергеевна
Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические сказки можно использовать в работе с детьми разного возраста : при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии. При работе с детьми младшего дошкольного возраста очень важно бережно относиться к сказочному сюжету : читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.
Публикация «Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста» размещена в разделах
Народные сказки во многом «экологичны» : в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. Со временем человек всё лучше понимал природу, постигал её законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля стала называться ласково матерью-кормилицей. Правда, бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребность в пище, крове.
Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка. Поэтому важно, чтобы дети имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Многие экологические и биологические понятия помогут объяснить такие авторы, как Б. Заходер, В. Бианки. Их сказки и рассказы написаны именно с экологических позиций. Так сказка Б. Заходера «Отшельник и роза» объясняет понятие «симбиоз» «взаимовыгодное существование живых организмов». «Кит и кот» - даёт представление о разнообразии сред обитания и приспособленности к ним животных. С детьми старшего возраста можно обсудить сказки, в которых воспевается покорение человеком природы. Предложить детям придумать, почему возникло такое отношение людей к окружающему миру, в чём ошибка, к каким последствиям это может привести. Детям от 5 лет рекомендуется эффективный приём - составление писем животным. Ребята переписываются с животными по определённым правилам, воспринимая их равными себе, умеющими чувствовать. Ребёнок, написавший слова «Дорогой Ёжик!» или «Дорогой Червяк!», начинает более бережно относиться к миру животных. Дети младшего возраста очень любят волшебные сказки. Например, расскажите дошкольникам о «Волшебной Воде». Вода в природе бывает самой разной (бьёт ключом из-под земли, течёт в реках, поднимается в небо облаком, выпадает дождем, ложится снегом на землю, замерзает сосулькой, значит, она умеет превращаться во что-либо, как волшебница!
Можно предложить каждому из детей самостоятельно выполнить рисунок, на котором они изобразят реку летом и зимой, сосульку, снежинку, росу или облака. Соединение всех рисунков позволит общими усилиями создать портрет Волшебницы Воды.
Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации привести фрагменты сказок (или попросить ребят вспомнить такие фрагменты самостоятельно). Например, в сказках Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описания водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» показаны особенности внешнего вида и поведение крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).
Отмечено, что дети младшего возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не воспитателя, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот приём обучения помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь герои: Карлсон, который живёт на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Винни-Пух.
Можно использовать в работе такой приём как «сказочные» вопросы. Этот приём можно использовать в играх типа КВН и Брейн-ринг, а также для закрепления материала. «Сказочные» вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов. Например, в известной сказке Алёнушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной. Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приём - игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке образно, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе. В сказке показана связь человека, коровы, клевера (травы, шмелей (опылителей, мышей (травоядных) и совы (хищника). После чтения и обсуждения сказки можно раздать детям рисунки с изображением персонажей и предложить им построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке).