Ирина Николаева
Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьёй является основным моментам в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьёй ребёнка с множественными нарушениями в развитии для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребёнок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкреплённые словами любимой мамы, запечатлеваются ребёнком значительно сильнее и длительнее сохраняются.
Публикация «Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии» размещена в разделах
К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:
• невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;
• присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;
• социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями;
• резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребёнка с множественными нарушениями в развитии;
• выраженное желание мамы помочь ребёнку с одновременным сомнением в том, что это возможно;
• несоответствие поведения ребёнка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребёнка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.
Поэтому в работе с семьёй должно присутствовать 2 направления работы :
1. оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;
2. реализация программы образовательных мероприятий)лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребёнком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.
При организации работы с семьёй следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребёнка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребёнком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребёнка, стараются по мере возможности включиться в развлекательные семейные мероприятия.
Вторую группу образуют мамы, для которых группа «Особый ребёнок» является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребёнка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общением с друзьями и т. д. Эти мамы приводят ребёнка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Вечером забирают ребёнка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребёнком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося, но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»
Специфика отношения мам к посещению ребёнком детского сада обусловливает особенности построения работы с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.
В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребёнка, работа с семьёй с первых дней посещения ребё нком группы происходит в двух планах:
1) в информационном (обеспечение литературой по проблемам ребёнка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребёнка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребёнка);
2) в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребёнком, обучение приёмам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребёнка).
Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьёй строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребёнка в определённой области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и т. д. Потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребёнка, так как дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребёнка, только половина из них пересматривает свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребёнка с пассивной на активную, работа с семьёй начинает строиться как в первом случае, описанном выше.
Следует отметить, что эффективная работа с семьёй ребёнка со сложными нарушениями в развитии возможна только при относительно благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребёнка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребёнка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.
Работа с родителями проводится ежедневно путём бесед во время приёма и ухода ребё нка домой:
o поощряется желание родителей предоставить свободу ребёнку, а не постоянно его опекать;
o акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребёнка и совместные поделки);
o указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребёнка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда надеваем носочки?», «Где должны стоять сапожки?», «Где твой шкафчик?» и т. д.). Особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает (и это согласуется с данными коррекционной педагогики и специальной психологии, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с множественными нарушениями в развитии.
На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребёнка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога, психолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребёнка путём практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).
Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причём важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребёнка.
Таким образом, включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребёнка с ограниченными возможностями.