Елена Малышева
Коррекционная помощь ребенку с множественными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: учитель-логопед, дефектолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» города Нижнего Новгорода
Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.
Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит его родителей перед рядом серьёзных проблем, к которым они не готовы морально.
Публикация «Коррекционная помощь ребенку с множественными нарушениями в развитии» размещена в разделах
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» города Нижнего Новгорода работает группа компенсирующей направленности кратковременного пребывания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА). Кроме первичного дефекта, у детей отмечаются множественные вторичные нарушения : нарушения слуха, зрения, сенсорных процессов, пространственного восприятия и т. д. Группу посещает 10 детей, имеющих инвалидность, в возрасте от 3 до 8 лет.
Для этих детей в детском саду созданы все необходимые условия. Имеется пандус, подъемник, вертикализатор, специальное кресло. Группа и все помещения (медицинское отделение, бассейн, музыкальный зал, кабинет логопеда, дефектолога и др., которые посещают дети, находится на первом этаже.
Создана специальная развивающая среда для индивидуального развития каждого ребёнка в соответствии с возрастными особенностями и психофизическими возможностями детей. Особое место уделяется играм и пособиям для развития речи и психических процессов.
Работа по коррекции речевых нарушений у детей с НОДА предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи, учитывающих сложный характер нарушений.
Мы придерживаемся основных принципов коррекционно-педагогической работы :
• Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Поэтапное развитие всех нарушенных функций речевого развития.
• При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень речевого развития, на котором он находится.
• Коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций.
• Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне его ближайшего развития».
В данной статье мы раскрываем опыт работы с одним из воспитанников, посещающим группу кратковременного пребывания.
Игорь посещает группу кратковременного пребывания с 3 лет. Из первой беседы с родителями мы узнали, что дома выполнялись только назначения врачей и никакой педагогической работы с ребенком не проводилось.
Психолого-медико-педагогическое обследование выявило, что у ребенка, кроме основного диагноза (детский церебральный паралич, отмечается низкий уровень развития речи, отсутствие тембра, голосовых реакций. Ребенок обездвижен, находится постоянно на спине. Кроме этого, серьезным препятствием для развития Игоря является нарушение зрения : ребенок обладает остаточным зрением (5%). Игорь боится резких, громких и незнакомых звуков. Грубо нарушена мелкая моторика, поэтому ребенок предложенные предметы самостоятельно не удерживает.
Для работы с таким ребенком нет подходящей образовательной программы. Поэтому для обучения и развития мальчика во взаимодействии со специалистами детского сада была составлена индивидуальная образовательная программа.
Мы выяснили, что мальчик дома произносит звуки «а», «м». Эти звуки отец записал на диктофон.
Поэтому, опираясь на эти умения, мы вместе с родителями работаем над вызыванием звуков: а, о, у. Делаем пассивную артикуляционную гимнастику, массаж губ, открываем и закрываем рот, вытягиваем губы «трубочкой». Работаем над воздушной струей – дуем на ручки, на ладошки, на тыльную сторону. Предлагаем отцу подуть на лобик, на щечки ребенка.
Важным в нашей работе является развитие слухового восприятия. Мы учим слышать и различать отдельные звуковые предметы (барабан, колокольчик, погремушку). Вкладываем в руку предмет, сжимаем своей рукой и потрясываем рукой ребенка. Игорек прислушивается и пытается прослеживать взглядом за движущимся и звучащим предметом.
Для развития мелкой моторики делаем пальчиковую гимнастику методом совместных движений.
Учим узнавать папу и маму по голосу, по прикосновению рук.
Чтобы вызвать положительные эмоции ребенка, стараемся использовать предметы, прикосновение к которым ему особенно нравится.
Пока результаты минимальны, но положительным моментом является то, что мальчик уже узнает голос педагога, улыбается, радуется встрече. При общении с педагогом произносит звуки, иногда за педагогом повторяет звуки громко и тихо. Узнает любимые игрушки по звучанию, тянет к ним руки и пытается сказать отдельные звуки.
Итак, несмотря на то, что у ребенка комплекс множественных нарушений, он и его семья не выпадают из социального окружения и получают коррекционную поддержку в полном объеме. Мы придерживаемся одного из принципов коррекционного обучения – принципа педагогического оптимизма и надеемся на дальнейшую положительную динамику в развитии.