Анагуричи Розалия Андреевна
Работа с родительской общественностью, как способ налаживания конструктивного взаимодействия между интернатом и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родительской общественностью, как способ налаживания конструктивного взаимодействия между интернатом и родителями
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, особая роль отводится семейному воспитанию. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Происходящие в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка.
Публикация «Работа с родительской общественностью, как способ налаживания конструктивного взаимодействия между интернатом и родителями» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья и школа-интернат – два важных института социализации детей. От того, кто и как влияет на развитие ребенка, зависит его успешность в достижениях.
Так как семьи бывают разные и у каждой свои проблемы и трудности, поэтому трудно дать ответ на вопрос, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от нас – воспитателей интерната, мы должны проанализировать комплекс различных обстоятельств (через анкетирование, беседу, формирование банка данных о семье) и принять правильное решение в выборе средств и способов работы с родителями и детьми в конкретной ситуации. Нужно ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к жизни школы – интерната.
Большую часть времени ребенок проводит в интернате, в нашем случае, дети проживают в интернате в течение всего учебного года и лишь на каникулы попадают в свои семьи, это обусловлено сформировавшимся укладом жизни местного коренного населения, так как быт большинства родителей, связан с традиционными видами деятельности и предполагает кочевой образ жизни.
Родители воспитанников – оленеводы и рыбаки, поэтому особо актуальными в воспитательной работе являются вопросы взаимодействия с родителями, подтверждается необходимость сотрудничества семьи и школы-интерната, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания на подрастающее поколение.
Я работаю в интернате с февраля 2017года, за это время пришлось поработать практически на каждой группе. Хочется отметить, что проблемы у воспитанников разные, зависят, прежде всего, от личностных качеств ребенка, его состояния в каждый период времени. Если ребенок не в настроении и злится, то лучше подождать, когда он успокоится; если ребенок расстроен или огорчен, поддержать и подбодрить его; когда ребенка можно похвалить или же наоборот наказать. В своей работе использую различные формы и методы взаимодействия, как с детьми, так и с родителями. Это могут быть:
- встречи с родственниками (если они не приходят, возможно, посещение семей, проживающих в селе, количество встреч зависит от пребывания родителей в селе. Цель: заинтересовать родителей в обсуждении воспитания ребенка по различным вопросам: «Ребенок не хочет учиться, как ему помочь?», «Вредные привычки». «Как бороться с вредными привычками?» и т. п.);
- Посещение семьи – одна из форм индивидуальной работы воспитателя с родителями. Именно здесь происходит знакомство с условиями и индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей позволит более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в интернате. Изучение семей позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка.
- Телефонная связь с родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя, казалось бы незначительная, неформальная, но очень эффективная. Систематически использую личную беседу, консультацию по телефону по различным вопросам, таким, как: отсутствие на самоподготовке, борьба с вредными привычками, опоздание в интернат и т. д. Воспитатели взаимодействуют с родителями не только при наличии проблем, а также делятся достижениями воспитанников в учебе, в творчестве, либо многими другими психологическими моментами.
- ежегодно в интернате проводится традиционное мероприятие «Диалог с общественностью», на котором выдается возможность побеседовать индивидуально с каждым родителем. Тема встречи в марте 2018 года «Перспективное взаимодействие семьи и интерната».
Взаимодействие воспитателей и родителей отражается в воспитательных планах. Чтобы познакомиться с семьей используем такие формы работы, как сочинения о семье, рисунок «Моя семья».
Традиционными стали общеинтернатские мероприятия с приглашением родителей : «Дни открытых дверей», Новогодние праздники, 8 Марта, 23 февраля (праздники для мам и пап, Масленица, «Праздник семьи». Подобные мероприятия способствуют сближению родителей и детей, налаживанию контакта между воспитателями и родителями. На этих мероприятиях родители могут посмотреть и оценить работу своих детей : выставки творческих работ, знакомство с условиями проживания (показ комнаты, ознакомление с учебными достижениями и проблемами и др.).
Работа с семьями воспитанников – зона особого внимания в смысле этики отношений педагогов интерната с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.
Есть непреложные законы этики отношений «педагог – родитель» : нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков воспитанника; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны ребёнка и одобрить их. В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.
Современному воспитателю не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным и общечеловеческим ценностям.
В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, необходимо применять как можно больше новых форм работы. Не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые способы сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитать самостоятельных, образованных, толерантных граждан нашей страны, воспитание которых основано на традициях родного края.