людмила ломаева
Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью «Откровенный разговор»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью
«Откровенный разговор»
Публикация «Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью „Откровенный разговор“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; искать оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Теоретическая часть
На мгновение представим себе следующую картину. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.
Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»
Согласитесь, картина получилась безрадостная. И конечно так не должно быть. У педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
В процессе общения, возникают трудности следующего характера:
- родители не проявляют интереса к сотрудничеству;
- избегают контакта с педагогами;
- не активны в жизни группы;
- проявляется непонимание со стороны родителей;
- наблюдается безответственное отношение к собственным детям;
- нехватка времени для взаимодействия с родителями;
- проявление скрытности в разговоре;
- не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.
Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
1. Игра-разминка «Скажи другому комплимент»
Всем участникам предлагается по очереди передавать в руки друг друга розу и говорить что-нибудь приятное. Это может касаться личных качеств, внешности, манер и т. д.
2. Упражнение «Произнеси фразу»
Педагогам раздаются карточки :
Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.
Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.
Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.
Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.
Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенкомтребовательности.
Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенкомдоброжелательности.
3. Анализ педагогических ситуаций
«Телефон доверия» - отвечают воспитатели.
а) - Меня поразил вчера наш сын. Ему 5 лет. В автобусе он толкнул пожилую женщину. Мы, конечно, отругали его за это. Но, как нам воспитывать ребенка дальше?
Каков ваш ответ родителям?
б) - Наш ребенок дома отказывается выполнять ту работу, которую он охотно выполняет в д/с. Посоветуйте, что нам делать?
Что вы ответите родителям?
в) - Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети сами одеваются, а воспитатель со стороны наблюдает за этим, высказала свое мнение: «Конечно, вам нет дела до того, как дети выйдут на прогулку. И шарфы не завязаны, и пуговицы не застегнуты, а потом они у вас болеют.»
г) - Раздраженная Нина Яковлевна, проработавшая день без няни, ответила, что она за детьми не смотрит, на прогулку они выходят одетыми. «А вот Лена ваша до сих пор одеваться не научилась, хотя уже большая, ей 5 лет!» - парировала она. Слово за слово - и взрослые поссорились на глазах у детей.
1. В чем вы видите суть конфликта?
2. Найдите пути погашения конфликта.
3. Как вы думаете, кто в этой ситуации прав?
Правила поведения в конфликтной ситуации
1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.
2. Уметь поставить себя на место другого.
3. Дать возможность родителю высказаться.
4. Стараться говорить просто и по-существу.
5. Не расширять предмет конфликта, если надо - извинитесь, принято решение - примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.
6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.
7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.
8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.
9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.
10. После конфликта не избегать общения с родителями, а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним:
«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»
11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.
12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта - не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос: «Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»
4. Упражнение «Пантомима».
Педагогам предлагается поочередно изобразить эмоцию без слов.
Стыд. Поза
Обида. Губы.
Грусть. Лицо.
Огорчение. Лицо.
Радость. Ноги.
Удивление. Глаза.
Любопытство. Голова.
Злость. Руки.
Гордость. Спина.
Страх. Глаза.
Высокомерие. Голова.
Страх. Зубы.
Усмешка. Губы.
Недовольство. Поза.
Интерес. Походка.
Самодовольство. Походка.
Огорчение. Губы.
Испуг. Глаза.
Недовольство. Губы.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие.
Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т. д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека, что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.
В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т. д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:
Правильно ли я Вас понял?
Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять. Вам не хочется согласиться. " Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду ("Мастерская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой : "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.