Лариса Никифорова
Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите семью: в семье – опора народа и государства…
Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита
от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не
страшны внешние житейские невзгоды…
Если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую
опору для мирного и спокойного труда.
«Завещание чувашскому народу», И. Я. Яковлев
Воспитание ребенка начинается с самых первых шагов, когда он начинает понимать речь взрослых, подражать родителям. Но в наше время на первый план каждой семьи выступает финансовое благополучие, и родителям в первую очередь важно прокормить семью, а нравственное воспитание ребёнка уходит на второй план. Дети остаются «беспризорными» при живых и нормальных родителях и живут своей жизнью, не разбирая, что есть добро, а что – зло. И чем раньше взрослые задумаются о нравственном воспитании ребёнка, тем будет лучше. Многие дети способны игнорировать окружающий мир, замыкаясь в себе или, наоборот, проявляя агрессию. Души современных подростков разорены, опустошены и извращены.
Публикация «Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Итак, изучив данную проблему, ее причины и пути решения, можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
Как и ранее говорилось, традиционным источником нравственности является, в первую очередь, семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Практика работы по духовно - нравственному воспитанию детей показывает, что работе с родителями необходимо уделять особое внимание. То, что обязана дать ребенку семья, никто кроме неё не даст в полной мере. И задача педагогов – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей перед обществом. Именно взрослые должны помочь ребёнку понять, «что такое хорошо, что такое плохо», что есть добро и зло, что нельзя быть равнодушным ко всему живому- вот та цель, которая должна стоять перед нами взрослыми. Эта непростая и ответственная задача целиком ложится на плечи родителей, а уже потом на воспитателя детского сада.
Формы работы с родителями
Основными формами работы с родителями являются :
- беседы, родительские лектории, собрания,
-тематические консультации;
-конференции с родителями;
-совместные досуги;
- экскурсии, посещение музеев;
-посещение семьи;
- обсуждение положительных и отрицательных поступков детей;
-выполнение проектов, рисунков, создание альбомов о замечательных людях, о героях войны;
- встречи с интересными людьми;
- спортивные соревнования и праздники;
- выпуск стенных газет;
-семейные проекты "Наша родословная";
- субботники.
Консультации бывают индивидуальные или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Также можно приготовить консультации в виде информационных стендов и папок-передвижек.
Семинары-практикумы особенно полезны молодым родителям. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать им, например, как читать детям сказку, рассматривать иллюстрации к сказкам, беседовать о прочитанном, сопереживать героям и т. д.
На родительских собраниях обсуждаются общие задачи по духовно-нравственному воспитанию или результаты уже проделанной работы по этому направлению. На общее собрание можно пригласить врача, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Беседы (индивидуальные, групповые) проводятся по мере возникновения вопросов, чуть ли не каждый день.
Совместная работа с родителями предполагает также
-проведение праздников и мероприятий;
-использование мультимедийных технологий (создание презентаций);
-организация выставок детских работ и работ самих родителей;
-анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-совместно организованные с родителями праздники.
Совместные с родителями экскурсии, походы в театр или в кинотеатр в основном планируются на выходные, т. к. в будние дни родители заняты.
При проведении совместных мероприятий используются игры между родителями и детьми, например, игра «Найди свою маму (папу)». Детям завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать маму или папу. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. При узнавании поинтересоваться у ребёнка, за что он любит их, перечисляя их качества.
Тематическое планирование
Направление: «Доброта, вежливость, дружба»
Цель: формирование духовности и культуры подрастающего поколения.
-Беседа «Давайте говорить друг другу «волшебные слова», «Традиции гостеприимства», «Как вести себя в гостях» и др. ,
-Дискуссии «О дружбе, доброте и отзывчивости», «Каким должен быть настоящий друг»,
- С/р игры «К нам пришли гости», «Мы в гостях».
Направление: «Семья»
Цель: формирование культуры семейных отношений, круга семейных ценностей, возрождение традиций семьи
- Родительские собрания "Единство детского сада и семьи–залог успеха в формировании личности ребенка», «Как слово взрослых отзовется в детских душах?»,
- Семейный альбом «Я и моя семья», «История моей семьи в фотографиях»,
- Беседы «Моя семья –чудесное место для жизни», «Моя семья – моя радость», «Моя родословная»,«Наши любимые дедушки и бабушки», «Пожилые в нашей семье» ,«Как научиться жить в мире людей», «Люди, на которых хотелось быть похожими», «Давайте уважать старших»,
- Конкурс рисунков «Папа, мама, я – дружная семья»,
- Весёлые старты с участием пап и мам.
Направление: «Здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
-Беседы «Спорт в нашей семье», «Вредные привычки. Как от них избавится?», «Гигиена питания. Понятие о витаминах» и др. ,
Встречи с медицинскими работниками «О рациональном питании», «О профилактике гриппа и ОРВИ»,
- Просмотр презентаций о здоровье, о спорте,
-Встречи со спортсменами; встречи с родителями и семьями, активно занимающимися спортом,
-Спортивные соревнования между девочками и мальчиками,
-Соревнования «Мама, папа и я -спортивная семья»
Направление: «Я и труд»
Цель: Воспитание трудолюбия, развитие познавательной активности, развитие трудовых навыков и умений.
-Беседы «Деньги в доме – результат труда родителей». «Все профессии важны», «Профессии моих родителей»,
-Показ презентации «Мир профессий»,
-Конкурс рисунков «Наши родители на работе»,
-Конкурс «Дары осени».
Направление: «Я и природа»
Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; популяризация экологических знаний.
-Беседы «Правила поведения на природе», «Нужно ли охранять домашних животных?», «Как ухаживать за комнатными растениями?»,
- Посадка деревьев и кустарников,
- Работа в мини-огороде в детском саду,
- Выращивание цветов на клумбе и уход за ними,
-Поход в лес
Направление: «Отечество»
Цель: формирование осознанного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему; формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности
- Устный журнал «Наши защитники»
- Литературно-игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества
- Конкурс рисунков «Мой папа – самый, самый…»
- Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
- Операция «Ветеран живет рядом!»
(поздравление ветеранов с праздником)
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединять семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует доброжелательное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: принимают участие в проведении народных праздников, в украшениях группы к праздникам Рождество, Пасха, Масленица.
Родители участвуют в играх на праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и беседах.
Заключение
Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни и стремление сделать нашу землю еще лучше. Главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, самим собой, природой, культурой, цивилизацией.
Литература
1. Затулина Г. Я. Россия -Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Центр педагогического образования, 2016.- 80с.
2. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : АРКТИ, 2005.- 80с.
3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - М. :АРКТИ, 2005.- 72с.
4. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентировочный проект / авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. -Волгоград: Учитель, 2016.-104с.
5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт. -сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.- 203с.
6. Соловьёва Е. В. Наследие. И быль, и сказка… : пособие по нравств. -патриот. воспитанию детей дошк. и мл. возраста на основе традиц. отечеств. культуры. - М. : Обруч, 2011.- 144с.