Евгения Кирьянова
Работа с родителями в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Публикация «Работа с родителями в современных условиях» размещена в разделах
В настоящее время, большинство родителей, озабочено решением проблемы в экономической сфере, а иногда-в физическом выживании. Безусловно, в современном быстро меняющемся мире, приходиться выживать в сложных социальных условиях, но это никак не должно влиять, а тем более взаимодействовать, на развитие ребенка. В связи с решением этих проблем, родители отстранились от воспитания и развития детей. Не зная возрастные и личностные особенности своих детей, зачастую занимаются воспитанием на уровне собственной интуиции. Конечно же, это не приносит никаких положительных результатов и ребенок предоставляется «самому себе». Многие семьи считают, что есть государственные организации, которые обязаны непосредственно заниматься развитием их детей, а именно: «Детский сад- воспитает, школа- научит, а армия- закалит!»
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Детские сады испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников, причинами которых, по моему мнению, являются:
– низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг по уходу и присмотру за ребенком;
– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;
– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;
– неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома.
По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:
– отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания, а не полноправным участникам образования ребенка;
– недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями;
– неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении тех проблем, которые их волнуют;
– стремление воспитателей избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п. ;
– «закрытость» дошкольного учреждения для родителей – неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка.