Марич Ольга Петровна
Работа с родителями раннего возраста в рамках родительского клуба «Растём вместе с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва.)
Что такое семья для ребёнка
Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того семья – это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Семья является существенным фактором интеллектуального развития,духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего ребёнка.
Публикация «Работа с родителями раннего возраста в рамках родительского клуба „Растём вместе с нами“» размещена в разделах
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста (анкеты, опросы, беседы, родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возрастаКак выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли ДОУ и волнуются за своих детей?
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс.
Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные и созидательные отношения. Функция возвышения в процессе общения с семьей обеспечивается рядом операций: положительным подкреплением, обращением за помощью; авансированием успешной совместной деятельности, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы.
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства «детский сад - семья» в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках детско-родительского клуба «Растём вместе с нами».
Работа детско-родительского клуба «Растем вместе с нами» предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Организация деятельности клуба Растём вместе с нами :
• выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников;
• педагогическое просвещение родителей;
• партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ
Так же определены следующие задачи Клуба :
• способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс
• гармонизировать межличностные отношения родителей и детей
• Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах развития детей возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми проведение образоватеобразовательных семинаров, лекций, индивидуальных консультаций по вопросам воспитания детей
• вызвать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком;
• Обогащение детско-родительского общения : проведение совместных мероприятий – праздников.
• Занятия в клубе позволяют ребёнку безболезненно прожить первый год пребывания в детском саду.
• Интерес состоит в том, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности, а предлагает непосредственное участие родителя в занятии. Доброжелательная атмосфера, специально созданная предметно-развивающая среда, позволяют создать комфортные условия для развития и воспитания детей. А пребывание мамы рядом с ребенком оказывает положительное влияние на формирование успешных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
• отношениях в семье.
• Благодаря тесному контакту с родителями дети успешно проходят адаптацию, а также показывают высокий уровень развития.
Главное в работе клуба это отношения между матерью и ребёнком. Педагогам отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка
По итогам анкетирования, также при индивидуальном общении с родителями 12 семей из 21 семьи ДОУ ранний возраст пожелали работать в клубе. Анкетирование также проводилось с целью выявления интересов, пожеланий, потребностей возникающих у родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка раннего возраста. По результатам анкетирования был намечен круг проблем и тем для совместного сотрудничества с семьёй. Был определён ряд тем для совместного сотрудничества с семьё й:
-Ясли, за и против. Адаптация к детскому саду
-Чтоб ребёнок рос здоровым
-Озорные пальчики, влияние пальчиковых игр на развитие речи ребёнка
- Если рядом бабушка
-История моей семьи
- Общаться с ребёнком как
- Участие детей совместно с родителями в Новогоднем проекте Ёлочка в гостях у малышей.
- Экспериментирование с детьми раннего возраста.
- Мой домашний день рождения. И т. д.
Круглый стол "Двигательная активность и здоровье ребёнка"
В рамках работы родительского клуба «Растём вместе с нами» был проведён круглый стол с родителями группы раннего возраста по теме «Двигательная активность и здоровье ребёнка», тема выбрана не случайна, в ходе анкетирования ею заинтересовались большинство родителей. Перед родителями была поставлена задача найти ответ на вопрос: «Как Вы считаете, что же такое здоровье? Ответы родителей были единодушными, потому что быть здоровым это естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждой мамы, здоровье её ребенка.
В рамках темы Чтоб ребёнок рос здоровым был проведен ряд совместных встреч с родителями и детьми группы, на которых были представлены основные виды движений, упражнения, подвижные игры, используемые на занятиях физической культуры. Встречи проводились совместно с инструктором по физической культур
, в игровой форме, родители были непосредственными участниками в течении всего мероприятия, каждый со своим ребёнком выполнял конкретное задание.
Если рядом бабушка
«Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду».
К. Д. Ушинский
Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение - носители и хранители семейных ценностей и традиций. Поэтому, отношение бабушки и дедушки к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца.
В рамках рассмотрения с детьми темы Народного творчества в группе силами наших любимых бабушек был организован мини- музей Моя бабушка рукодельница, где были выставлены работы изготовленные руками наших бабушек.
Мой домашний День Рождения
В рамках работы нашего клуба усилиями родителей был проведён детский день рождения, а котором само мероприятие проводила мамочка в образе пчёлки Маи и старший брат именинника.
В гостях у сказки
Вместе с родителями мы попутешествовали в знакомую детям сказку «Теремок»