Лариса Бычковас
Конспект проведения тренинга с родителями детей раннего возраста «Как вам с нами, малышами?»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«КАК ВАМ С НАМИ, МАЛЫШАМИ»
Составлен педагогом-психологом МБДОУ №107
Бычковас Л. В.
ЦЕЛИ Способствовать формированию у родителей целостного взгляда на период раннего детства и осознанию необходимости творческого подхода к ребенку при общении и взаимодействии с ним,
Преодолеть стереотипы в общении с детьми, почувствовать сложность детского процесса познания и избавиться от ощущения эксклюзивности проблем в со своим ребенком
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Публикация «Конспект проведения тренинга с родителями детей раннего возраста „Как вам с нами, малышами?“» размещена в разделах
1. Диалог «Ломаем стереотипы!»
2. Мини-лекция «Что важно знать о периоде раннего детства».
3. Мини-лекция «Семизвездие» кризиса 3 лет».
4. Практикум
Диалог «Ломаем стереотипы!»
А. Ребенок мой, я за него отвечаю целиком и полностью, поэтому он должен мне так же подчиняться.
Но ребенок – Божье создание. И с позиции этого утверждения следует строить свою стратегию поведения с ребенком. Не ведите себя с вашим ребенком, как будто он ваша собственность, и вы имеете полную и неограниченную власть над ним.
Б. Что пагубнее для дела воспитания – излишняя беспечность или излишняя напряженность. Если ваше чадо – ваш первый родительский опыт, то вашу роль родителя можно сравнить с ролью наездника. Наездник – новичок неоправданно строг с лошадью, отчего трудно и ему, и ей. Опытный наездник знает, как уступить лошади, расслабить тело и успокоиться, не потеряв равновесия, как мягко, но твердо управлять ею. Все, что нужно для начала – дружелюбное расслабление. Не надо бояться быть естественным и приветливым. Лучше излишняя беспечность, чем излишняя напряженность.
В. «Что важно для детей прежде всего - воспитание или любовь?» - многие родители задумываются над этим вопросом. Эту проблему можно проиллюстрировать примером воспитания хороших манер у детей. Прямое обучение вежливым словам «здравствуйте», «спасибо» - это последний, а не первый шаг.
Если ребенок не научится любить людей, вам не удастся научить его даже поверхностным манерам. Так же не следует концентрировать на нем внимание перед малознакомыми людьми, это смущает малыша 2 – 3 лет.
И главное условие, самая благодатная почва для воспитания хороших манер – любящая семья, члены которой прежде всего внимательны друг к другу. Когда к человеку (ребенок это или взрослый) хорошо относятся, он сам старается относиться к людям еще лучше.
Г. Ребенок – зеркало своих родителей. И в нем, как в зеркале, отражены все ваши достоинства и недостатки, и часто бывает, что именно самые нежелательные черты вашего характера просматриваются и в вашем ребенке. Простите себе эти недостатки с легким сердцем, позвольте себе их иметь и примите это в вашем ребенке.
2. Мини-лекция «Что важно знать о периоде раннего детства».
Период раннего детства является довольно противоречивым. Ребенок испытывает как привязанность к взрослому, так и чувство легкого раздражения к нему, одновременно стремится к самостоятельности и хочет ощутить защиту от взрослого.
Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и близких ему взрослых в период раннего детства. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно матерью. При эмоционально положительном характере этих отношений у ребенка формируется ранняя детская привязанность.
Что дает такой феномен, как ранняя детская привязанность?
- более умелое обращение с игрушками
- более свободное общение со сверстниками
- большее упорство в учебе в начальной школе
- эффективное взаимодействие с одноклассниками
- более высокий уровень познавательных процессов
- проявление большего интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.
Общение и взаимодействие с детьми раннего возраста тогда будет эффективным, когда будет приведено в соответствие с их особенностями. Среди всех следует отметить следующее
* Лучшее понимание детьми словесных инструкций, побуждающих к действию, чем содержащих запреты. Так, слово «нельзя» и приставка «не» часто остаются без внимания малыша.
* Третий год жизни – период, когда речь взрослого особенно привлекает малыша, он с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие, увлекается произведениями, которые читает ему взрослый.
* В этом возрасте ребенок начинает не только полностью понимать речь взрослого, но и старается регулировать свое поведение в соответствии с указаниями взрослого.
3. Семизвёздие кризиса 3-лет.
Симптомы кризисного периода возникают в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребёнком, который стал более самостоятельным и активным.
* Негативизм.
Ребёнок отказывается делать то, что просят не потому, что не хочется, а потому, что его попросили об этом.
Провокация негативизма – строгий приказ «Не трогай!» «Ешь быстро!»
Негативизм надо отличать от непослушания. Негативизм адресован человеку, а непослушание – содержанию просьбы.
* Упрямство – реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что этого ему хочется, а потому что он это потребовал.
* Строптивость – скрытый бунт против всех правил, которые были в его жизни до 3-х лет.
* Своеволие – ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет.
* Протест-бунт – ребёнок как будто находится в состоянии войны с окружающими.
* Обесценивание – обесцениваются старые привязанности ребёнка к вещам, людям, правилам поведения.
* Деспотизм – ребёнок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.
Острое протекание кризиса задерживается в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка тенденцию к проявлению самостоятельности, когда они стремятся сохранить тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают активность и самостоятельность ребёнка.
Партнёрское общение, предоставление самостоятельности в пределах разумного – и конфликты и трудности в общении не возникнут или будут иметь временный характер.
4. Практикум.
1. Родителям предлагается разделиться на подгруппы и обсудить предложенный «Список трудностей взаимодействия с ребенком раннего возраста». После обсуждения представители от групп предлагают свои варианты ранжирования трудностей, ведущий комментирует, организует обсуждение, подводит итог.
2. Родителям предлагается упражнение «Звезда Петровского».
После выполнения упражнения ведущий рассказывает об истинной цели упражнения – почувствовать себя в роли ребенка, испытывающего трудности в освоении нового, неизвестного.