Галина Колесникова
Проект родительского клуба «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект родительского клуба
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 44 «Колокольчик»
Тема:
«МЫ ВМЕСТЕ»
Выполнила воспитатель:
Колесникова Галина Васильевна
г. Серпухов, 2016 г
Содержание
Введение…3-4
I. Основная часть. Проект родительского клуба «Мы вместе»
Публикация «Проект родительского клуба „Мы вместе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1.1. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат…4-7
1.2. Описание проекта : стратегия и механизм достижения
поставленных це-лей…. 7
1.3 Методы постановки вопроса…. 8-10
II. Практическая часть.
2.1. Этапы реализации проекта…. 10-11
2.2. Календарно – тематическое планирование работы по взаимодействию
с семьями воспитанников …. 12
III. Заключение…. 12
IV. Список используемой литературы…13
ВВЕДЕНИЕ
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические исследования В. С. Скобкина и Е. Ю. Морич выявили, что родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
• ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
• социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
• личностными проблемами родителей : усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как взаимодействие с семьями.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
3
Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.
Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.
Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем лично-стного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, для углубления и расширения взаимодействия с семьями воспитанников, для изменения ее содержания необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия
4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА, ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый инсти-тут, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию родительского клуба «Мы вместе».
Целью, которого является: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями;
оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение родителям воспитанников знаний,
формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель»
5
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно
сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действеннному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке.
Цель проекта : организация родительского клуба «Мы вместе» для создания единого образовательного пространства дошкольного образова-тельного учреждения и семьи.
Задачи:
• Установить отношения сотрудничества между субъектами образова-тельного процесса: детьми, родителями, воспитателями;
• Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
• Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;
• Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
• Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
• Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни
6
Критерии:
• Повышение количественного состава родителей клуба «Мы вместе»
• Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
• Инициативность и активность родителей в работе клуба «Мы вместе»
• Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности.
В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способст-вующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность родительского клуба «Мы вместе» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок».
Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть дея-тельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Мы вместе», выявляется характер детско–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
7
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложе-ний: межсемейный проект «Папа, мама, я – читающая семья», сценарии заседаний клуба, перечень форм работы, организация предметно – разви-вающей среды и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении. Считаю, что в процессе реализации этого проекта будут проведены : анкетирование, созданы газеты и информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.
1.2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА : СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Клуб «Мы вместе» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба «Мы вместе» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Заседание клуба носит форму нетрадиционного общения с родителями, например: «Круглый стол», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная». Тема заседаний ставиться проблемно, например: «Я - это я, и это замечательно», «Опора семьи – здоровые отношения» и т. д. Родителям не навязывается готовая точка зрения, проблемная постановка вопроса вынуждает их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания находиться ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная форма применялась и раньше, однако сегодня изменились принципы,
8
на которых строится общение в триаде «педагог – родитель – ребенок». К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.
1.3. МЕТОДЫ
• Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
• Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
• Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей»,
9
становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследова-ния собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
• Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Мы вместе». Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От участия родителей в работе клуба выигрывают все. Дети дошкольники, начинают с гордостью и уважением относится к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Педагоги в процессе общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи.
10
«У малыша, вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместныхобщихделах». Пример социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи.
Благодаря клубу, родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша, вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».
Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба.
ЦЕЛЬ: выявление особенностей детско – родительских отношений.
Проанализировав результаты, были выдвинуты задачи:
ЗАДАЧИ:
• формировать понятие «Семья»;
• вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.
• развивать навыки взаимодействия с членами семьи;
• воспитывать уважение, ласковое и чуткое отношение к близким людям;
• повышать уровень коммуникативности;
Для решения поставленных задач и эффективной педагогической дея-тельности в группе необходимо создать обогащенную предметно–развивающую среду, которая включает центры детской деятельности и дополнена следующими пособиями и материалами:
• «Семья – зона сюжетно – ролевой игры»
• Дидактическими, творческими играми;
11
• цикл картин «Семья»;
• семейные альбомы;
• подборка книг по теме «Семья»;
• свободный доступ ко всем предметам.
Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создает наиболее благоприятные возможности для осуществления определенных задач. Однако в процессе любого вида деятельности можно осуществлять широкий круг задач. Все они одинаково важны, тесно взаимосвязаны и решаются в единстве. Весь комплекс задач дол-жен быть устремлен на достижение главной цели - создание единого образовательного пространства детского сада и семьи. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности, например:
• Специально организованная деятельность (беседы, продуктивная деятельность, занятия тренинги с психологом) Цель: обобщение знаний по разделу «Семья»
• Совместная деятельность воспитателя с детьми (чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин, проигрывание этюдов, игры дидактические, подвижные, творческие, психогимнастика). Цель: формирование чувства близости между детьми и родителями.
• Самостоятельная деятельность (игры, рассматривание семейных альбо-мов, выставки, продуктивная деятельность, рассказы о своих близких) Цель: вызвать желание подражать в достойном поведении взрослым.
12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационный этап:
- проведение анкетирования родителей,
- выявление особенностей детско–родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Содержательный этап:
-составление сценария заседаний клуба,
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме в шка-тулку вопросов,
- подбор информации для родителей по данной теме,
- изготовление пригласительных листов с указанием темы и хода заседания,
- подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок,
- подбор материалов для создания информационных журналов «Витаминка», «Детский сад со всех сторон», и памяток для родителей,
Работа с детьми:
- подбор материала для изготовления подарков, сюрпризов,
- заучивание стихотворений,
- обыгрывание ситуаций для обсуждения родителями,
Результативный этап:
Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено анкетирование, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в книге «Книга отзывов»
13
2.2. КАЛЕНДОРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАНИКОВ
Наименование этапов работ Мероприятия Сроки
(с 01.09.2015
по31.05.2016 Результат Ответственные
Подготовительный этап Анкетирование родителей сентябрь 2015 Результаты ан-кетирования
Колесникова Г. В
Наблюдение за дея-тельностью детей. сентябрь
2015 Результаты на-блюдений
Определение целей и задач проекта сентябрь
2015 Организация работы клуба
Основной этап Разработка сценари-ев заседаний клуба сентябрь
2015 План - кон-спект
Организационное собрание родителей 3-4 неделя октября
2015 Протокол ро-дительского собрания
Сбор информации в шкатулку вопросов перед каждым заседанием клуба Обработка во-просов
Изготовление при-глашений для роди-телей перед каждым заседанием клуба Вручение ро-дителям
Анкетирование родителей Апрель 2016 Результаты ан-кетирования
Заключительный этап Расширенный мони-торинг «Удовлетво-ренность взаимодей-ствием дошкольного учреждения и семей воспитанников» май 2016 Результаты мониторинга
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Родительский клуб «Мы вместе» повышает компетентность родителей в воспитании детей. Формирует позитивные отношения с ребёнком.
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М. ,1968г.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. №8, 1997г.
3. Дружинин В. Н. «Психология семьи». М., 1996г.
4. Жутикова Н. В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
6. Монина Г. Б., Лютова Е. К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
7. Мудрик А. В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997г.
8. Немов Р. С. «Психология» Книга 1. М., 1998г.
9. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. «Развитие и воспитание в играх». М. ,2010г.
10. Ткачева В. В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998г.