Мария Игнатьева
Работа с родителями по экологическому воспитанию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного образовательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Публикация «Работа с родителями по экологическому воспитанию в младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность мы используем как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы. Оказалось, что почти все родители думают, что говорить с детьми в младшей группе об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводили групповые, индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации. Мы советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда. На нашем стенде мы размещаем:
- консультации «Экологическое воспитание детей в семье», «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Птицы уголка природы дома и в детском саду», «Птичья столовая»
- памятки “Правила поведения в природе”, “Как подкармливать птиц”, “Как сохранить воздух чистым”, “Как помочь Зеленым друзьям”
- буклеты «Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми на прогулке»
- папки-передвижки “Животные в доме”, “На заметку родителям”, “Все ли мы знаем о лесе”, “Здоровье без лекарств”, “Дни зимой еще короче”, “Комнатные растения ”.
- В нашем детском саду мы организуем выпуск экологической газеты «Здоровая планета» для родителей, которая носит познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функцию. В нее входят рубрики: «Наши новости», «Что, где, когда?», «Секреты семейного воспитания», «Правила безопасного поведения в природе», «Рекомендации».
В работе с родителями используются домашние задания. Родителям и детям предлагается понаблюдать за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции, подготовить презентацию по уходу за домашними растениями. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? ( В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.) Так же используем и словесные ситуации, которые предлагаем родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Как бы Вы поступили?
Что надо делать, когда встречаете птиц?
Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как?
Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями мы сделали вывод, что показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Родители с удовольствием выполняют все эти задания, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем.
Совместно с родителями была разработана экологическая тропа на территории детского сада. Наша территория хорошо озеленена. Украшением нашего участка являются цветники, за которыми с любовью ухаживают и взрослые и дети. Растения, а их более 30 видов, подобраны с учётом цветения с ранней весны до поздней осени. Большое количество кустарников и деревьев.
Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала. Например, проводили выставки совместных работ родителей и детей : «Лучший осенний букет», «Дары осени», “Зеленая красавица” из бросового материала, «Это поможет природе». Участники таких выставок награждаются подарками, благодарственными письмами.
Проходил конкурс на лучший экологический уголок. Родители приняли активное участие в его оснащении. Сделали красивые макеты. Дидактические игры были сделаны соответствующие возрасту детей. Подобрали картотеки для экологического уголка. Дети вместе с родителями сделали красивые картины из различного материала. Много было сделано материала для опытно - экспериментальной деятельности с детьми. Сделали интересную коллекцию шишек, ракушек для детей которыми дети с большим интересом играют. Родители принесли интересные энциклопедии, которые мы с детьми любим читать и рассматривать картинки.
Еще одна форма работы с семьей, которую мы используем – это совместные мастер-классы, такие как «Рыбки в аквариуме” пальцеграфия и ладоневая живопись, “Новогодняя игрушка - овечка” конструирование из бросового материала, “Мои любимые животные” лепка из соленого теста.
Особенно родителям понравилось участвовать в фотовыставках, тему которых они выбирают самостоятельно. Например, фотовыставка «Дети и природа», где были размещены фото из семейного архива (дети в лесу, на даче, в зоопарке и т. п.).
Дети совместно с родителями готовили фотовыставку «Мой домашний питомец». Цель: знакомство с домашними животными, как ухаживать за ними, воспитывать чувство ответственности и любви к братьям нашим меньшим. Дети приносили из дома фотографии своих домашних любимцев (либо самих питомцев) и рассказывают о них в группе. Так у детей появлялся интерес и желание приобрести домашнего питомца.
Наряду с наблюдениями, беседами, прогулками хороший результат дают экологические акции, так как это комплексные мероприятия, вовлекающие как детей, так и взрослых в процесс сохранения природы.
С малышами мы проводили:
1. мини – акцию «Озеленение группы» : целью было познакомить детей с комнатными растениями, способами ухода за ними, бережного отношения к растениям. Дети с родителями приносили в группу комнатное растение, и проводили познавательную беседу для детей об этом растении, как ухаживать за ним, какую пользу оно приносит.
1. мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирали семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляли посадку семян. После посадки была проведена консультация о пользе витаминов для нашего организма.
2. День леса. В октябре отмечается день лесных животных. Во время акции дошкольники знакомились с произведениями о природе, о жизни животных в лесу. Прошло тематическое занятие-сказка «Путешествие в лес» совместно с родителями.
3. В преддверии нового года же традиционной стала акция «Берегите, дети, елку!». Вместе с родителями дети рисовали плакаты в защиту елочки. Прошла программа «Вести недели», где родители показывали друг другу способы изготовления елочек из разного материала. Итогом акции стала выставка изготовленных работ.
4. 1 марта прошла акция «День кошек». Родители помогли создать кошачью библиотеку, где собрали художественную литературу, картинки, фотографии домашних питомцев. Проводились игры «Кот и мыши», «Мышеловка».
5. Как всем известно, 1 апреля - всемирный день птиц. Это прекрасное время для наблюдения за пернатыми, их поведением. Была помещена статья с советами для родителей как привлечь внимание детей, используя материал по темам: «Помогите синицам», «Птицы и люди», пополнили уголок книги произведениями о птицах, картинками. В программе акции – конкурс «Лучший домик для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители вместе с детьми рисовали плакаты, приносили корм для птиц, вместе с детьми развешивали на деревьях сделанные ими домики для птиц и кормушки.
6. В июле у нас запланирована акция «Детский сад – цветущий сад», в ходе которой будет объявлен конкурс на лучшее оформление клумбы.
После участия в акциях родители начали смотреть на проблему сохранения природы по-другому, с позиции людей, которые могут предотвратить загрязнение окружающей среды, уберечь от вырубки елочек, помочь птицам пережить зиму.
В июне запланировано экологическое мероприятие в младшей группе. КВН «Зов природы» с участием родителей.
В течение года мы собираем всю информацию и составляем альбом «Я и природа» для каждого ребенка. Здесь помещаются рисунки детей и родителей, их фотографии, сделанные во время экскурсий, акций, посещения дачных участков, поездок в деревню и т. д. Родители записывают высказывания детей, забавные случаи и истории, связанные с природой.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Благодаря нашей работе родители стали активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей.