Юлия Якимова
Работа с родителями по формированию гендерной компетенции
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема полового воспитания детей и формирования личности будущих мужчин и женщин с достаточно развитым пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала ХХ века до 30-х годов.
Однако затем наступил век "бесполой" педагогики, и практически до 90-хгодов ХХ века крайне мало уделялось внимания вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе. Современное обучение и воспитание по большому счету остается "бесполым". В науке имеются исследования, посвященные проблемам гендерной психологии и педагогики, которые по возможности используются на практике. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место.
Публикация «Работа с родителями по формированию гендерной компетенции» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Естественно, формирование позитивной половой идентичности у детей невозможно без совместной работы дошкольного учреждения и семьи, проблема остается актуальной. Часто родители, хотя и считают важным осуществление дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе, не имеют достаточного уровня необходимых знаний по данному вопросу, не владеют методами и приемами индивидуального подхода к сыну или дочери. Конечно, в этот момент приходит на помощь коллектив дошкольного учреждения.
Задачи этого направления:
• Акцентировать внимание родителей на воспитании мальчика и девочки адекватно половой роли в настоящем и будущем.
• Создать условия для приобретения родителями необходимых знаний
о психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и
девочек и средствах, методах полового воспитания ребенка в условиях семьи.
• Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек.
• Помочь родителям осознать необходимость учета психологических
особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
• Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками.
• Стимулировать к обмену родительским опытом.
Чтобы достигнуть наиболее высоких результатов необходимо использовать четко разработанную модель взаимодействия с родителями, которая охватывает практически все сферы жизни семьи.
Модель выстраивания
работы с родителями
• анкетирование родителей
• анкетирование детей
• анализ наблюдений
результат исследований
• теоритическая работа с родителями
• совместная деятельность с семьей
• работа с родителями
Результат работы
Часто встречающиеся проблемы в семье:
Неполные семьи или семьи с искажением гендерных ролей
Занятость родителей, недостаточность времени проведенного с ребенком.
Теоретическая работа с родителями
• Индивидуальный консультации
• Оформления материала в папках
• Памятки для родителей
• Среда в группе
• Выставки детских работ
Как мы можем убедиться, наглядный материал помогает лучше усвоить полученную информацию, поэтому не стоит забывать про эту форму работы. В нашем «родительском уголке» оформлена консультация для родителей по теме гендерное воспитание : «Особенности воспитания мальчиков и девочек», «Любите дочку и восхищайтесь сыном», «"Простые" правила воспитания мальчиков», «"Простые" правила воспитания девочек»
Совместная деятельность с семьей
• Проведение совместных праздников и развлечений
• Спортивные досуги, прогулки походы
• Совместный труд
• Экскурсии, беседы с родителями
• проведение родителями дополнительных занятий
Такие формы более приемлемы для работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволяет вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.
Практическая работа с родителями.
• Родительские собрания
• Семинары- практикумы
• индивидуальные и групповые консультации специалистов
• дискуссии, лектории по вопросам гендерного воспитания
В нашей группе вопросы гендерного воспитания активно обсуждались на родительских собрания, семинара, что на наш взгляд дает наиболее высокий результат (как известно теория без практики не действенна). Работали по следующим темам : "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?" лекции психолога о понятии "половая идентичность", "Роль матери в воспитании позитивной половой идентичности у дочери и сына", " Дружеские отношения между мальчиками и девочками: что нужно делать, чтобы они возникли?".
Несомненно, работа должна проводиться комплексно, на чем и строится успешность любой деятельности. В результате нашей работы мы получили следующие промежуточные данные
-расширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании мальчиков;
- мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики;
-освоение родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности;
-реализация системы совместных мероприятий.
В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении, также планируем осуществлять работу над созданием психолого-педагогических условий по развитию гендерной идентификации мальчиков в группе детского сада.