Людмила Дудник
Работа с родителями «Играя изучаем математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающих игр и упражнений при формировании элементарных математических представлений.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.
Обучение детей математике немыслимо без использования занимательных игр, задач и развлечений. Дидактическая игра даёт возможность решать различные задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Публикация «Работа с родителями „Играя изучаем математику“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Любая развивающая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.
Роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей.
Важно активизировать умственную деятельность, заинтересовывать детей занимательным материалом, увлекать детей, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.
С этой целью используется занимательный материал, направленный на активизацию психических процессов (внимания, мышления, воображения и др., развитие самостоятельности, находчивости, сообразительности.
Примером таких игр могут быть:
«Найди недостающую фигуру»
«Какая фигура лишняя?»
«Найди следующую фигуру»
В ходе практических действий, различных видов игр с участием взрослого дети учатся различать, называть геометрические фигуры, форму предметов, величину, ориентироваться в пространстве и времени, приобретают первичные счетные умения. У детей развиваются познавательные способности, обогащается опыт.
«Из каких фигур создано изображение»
«Покажи нужную фигуру» - развивать умение выбирать нужную фигуру, описывать её.
В чудесном мешочке
Фигуру найди,
Ее назови и нам покажи.
«Найди и назови» - закрепление умения быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
«Что изменилось?» - развитие зрительной памяти.
«Геометрическое домино» - в ходе игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур.
Очень привлекательны для детей игры на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур – силуэтов, образных изображений из определенных частей.
Игры на составление плоских фигур «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат».
Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В данные виды игр дети могут играть самостоятельно.
Ведь именно в самостоятельной деятельности ребёнок сам:
• воспринимает игровую задачу,
• выбирает пути и способы достижения результата,
• высказывается по поводу игровых действий,
• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной
цели,
• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.
Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения). «Составь картинку», «Геометрическая мозаика», «Магнитные фигурки» и другие.
Дети учатся различать геометрические фигуры, основные цвета, составлять из фигур изображение по образцу, по собственному замыслу, указанию взрослого.
Хорошо предложить детям игры не только на закрепление знаний геометрических фигур, но и игры способствующие обучению детей считать и отсчитывать.
На закрепление знаний о цифрах, составе числа, навыков порядкового и количественного счёта:
• «Разложи правильно»
• «Какой цифры не стало?» (числовой ряд)
• «Назови соседей числа»
• «Какого числа не хватает?»
• «Который по счёту?» - порядковый счёт.
Для отработки порядковых отношений, использование произведения
К. Чуковского «Тараканище»
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле…
Беседа: «Кто ехал перед комариками?
После зайчиков?
Между раками и львами? И т. д.»
• «Найди нужную цифру». Положи столько же предметов или на 1 больше или на 1 меньше.
• «Счёт на ощупь пуговиц на карточках» - подбери число нужную цифру.
• «Положи столько же» - счёт до 10, развитие моторики, тактильных ощущений, нахождение нужного количества предметов на ощупь. Слуховое внимание, память.
• С использованием мяча «Не ошибись» с числами. Назови следующее число по порядку, предыдущее, какое число между, назови соседей числа и т. д.
Так же использование подручного дидактического материала для счёта (счётные палочки, шашки, кубики, солдатики, жёлуди, шишки, камешки и прочий материал) помогающий усвоить прямой и обратный счёт, количественный счёт. Закрепление умения пользоваться математическими знаками +, - ,=.
Игры и упражнения с цветными счётными палочками.
Являются хорошим материалом для развития памяти, внимания, логики, воображения, а так же помогут развить мелкие движения рук вашего ребенка, а значит его речь.
Герои спичечного королевства
Эта игра познакомит ребёнка с геометрическими фигурами и поможет в развитии творческого воображения.
Взрослый называет геометрическую фигуру, а ребёнок на её основе выкладывает образы (предметные изображения).
Используйте упражнения со счётными палочками:
Игра 1. Составить из палочек квадрат,
треугольник стороны, которых состоят
из 1 палочки.
Игра 2. Составить из палочек прямоугольник,
со сторонами 2 палочки и 3 палочки.
Игра 3. Составить из 10 палочек
два квадрата – большой и маленький;
маленький вы разместите внутри
большого, используя при
построении стороны большого квадрата.
Игра 4. Из пяти палочек составить
квадрат и два одинаковых треугольника.
Упражнение 1.
Прочитайте ребёнку стихи, а он пусть поочередно выкладывает столько счетных палочек, сколько Вы называете предметов:
Таня утром рано встала,
Всех матрёшек посчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две у бабушки в лукошке,
А еще одна в углу
Задремала на полу.
Пусть ребёнок пересчитает счётные палочки и назовёт, сколько их всего.
Упражнение 2.
Вы хлопаете в ладоши, а ребёнок выкладывает счётные палочки – сколько хлопков, столько и палочек.
Для закрепления понятий величины, хороши словесные игры с использованием мяча:
«Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка….,
шорты короткие, а брюки….)
На понятия высокий, низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст….,
Стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т. д.)
Так же на понятия: толстый, тонкий; большой, маленький.
Игра на различение временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл….,
Завтракаем утром,а обедаем,
В д/с спим днём, а дома спим….,
Светло бывает….,а темно…. ,
Луна видна, а солнце….,
Небо голубым бывает…., а звёзды блестят….,
Днём бывает…., а ночью…. ,
Ночью видна, а днём….,
Ночью небо…., а днём….
Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.
На различение предлогов (на, под, в, за)
«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»
На пространственную ориентацию
«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)
«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)
Ориентировка на листе бумаги
«Где мячик?», «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)
Проводя данные виды игр помимо математических решаются и речевые задачи:
• по развитию связной речи
• обогащению словаря
• развитию грамматического строя речи
• по звуковой культуре речи
Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание.