Приложение МААМ

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста (6 фото)

Пормейстер Ольга Викторовна
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Публикация «Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Фото №1 Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

- замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

Фото №2 Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи ОНР это работа с предлогами

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

Фото №3 Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов они не выделяют их как отдельные слова поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги либо не дифференцируют их

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие дидактические игры и упражнения:

1. “Маленькое слово”

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: “ Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик. стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла”. - “НА”.

Фото №4 Публикация Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста размещена в разделах Конспекты занятий

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

2. Игра “Куда села бабочка?”

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.

Логопед держит в руке игрушку-бабочку или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос:”Куда села бабочка?”.

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т. д.

3. “Посмотри и назови”

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Фото №5 Все конспекты Логопедические занятия Предлоги

Логопед расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с “маленьким словом НА (ПОД, ЗА).

4. “Придумай предложение”

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с “маленьким словом” (например, НА). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась набольшую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т. п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

5. Игра “Кто где живёт?”

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда : ”Кто где живёт?”.

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

И т. д.

6. Игра “Что в чём?” на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На доске выставляются картинки с изображением посуды. (рис. 3)

Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

7. Игра “Где что хранится?” (посуда, одежда, книги).

Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД ; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Логопед рассказывают ребенку о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать : под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит “нажимать” на “маленькое слово ПОД”. Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:

- а если это был забор? ( Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)

-в доме было крыльцо. ( Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) и т. п.

8. “Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”

Цель: закрепление предложных конструкций.

Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки (рис. 5) и просит ответить на вопрос:”Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”. Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин.)

Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз.)

12. “Игра в поезд”

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит :

-Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие “вагоны”. Например, картинка “Мяч лежит на стуле” помещается во второй вагон, а картинка “Туфли стоят под стулом” - в третий вагон. И т. д.

Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.

Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Публикации по теме:

Работа по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Почему - то существует мнение, что пожары чаще всего возникают по вине детей. В этом году на территории нашего поселения не успевали тушить.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2022 в 09:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Пормейстер Ольга Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД