Пормейстер Ольга Викторовна
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
Публикация «Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие дидактические игры и упражнения:
1. “Маленькое слово”
Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.
Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: “ Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик. стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла”. - “НА”.
Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.
2. Игра “Куда села бабочка?”
Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-бабочку или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос:”Куда села бабочка?”.
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т. д.
3. “Посмотри и назови”
Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.
Логопед расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с “маленьким словом НА (ПОД, ЗА).
4. “Придумай предложение”
Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с “маленьким словом” (например, НА). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:
Птица села на ветку.
Птица свила гнездо на ветке.
Птица уселась набольшую ветку.
Птица сидит на ветке и поет и т. п.
Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.
5. Игра “Кто где живёт?”
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).
Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда : ”Кто где живёт?”.
- Лиса живёт в норе.
- Медведь живёт в берлоге.
- Белка живет в дупле.
- Волк живет в логове.
- Собака живет в конуре.
И т. д.
6. Игра “Что в чём?” на тему посуда.
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).
На доске выставляются картинки с изображением посуды. (рис. 3)
Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп?
- Суп варят в кастрюле.
- В чем носят воду из колодца?
- Воду носят в ведре.
- В чем кипятят воду?
- В чем хранят сахар?
- Сахар хранят в сахарнице.
7. Игра “Где что хранится?” (посуда, одежда, книги).
Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД ; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.
Логопед рассказывают ребенку о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать : под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит “нажимать” на “маленькое слово ПОД”. Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:
- а если это был забор? ( Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)
-в доме было крыльцо. ( Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) и т. п.
8. “Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”
Цель: закрепление предложных конструкций.
Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки (рис. 5) и просит ответить на вопрос:”Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”. Например:
- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин.)
Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз.)
12. “Игра в поезд”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.
На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит :
-Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.
Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие “вагоны”. Например, картинка “Мяч лежит на стуле” помещается во второй вагон, а картинка “Туфли стоят под стулом” - в третий вагон. И т. д.
Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.
Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.