Никульшина
Работа с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одаренными детьми : опыт, проблемы, перспективы
С. А. Никульшина, преподаватель
ГБПОУ РО «Дон-Текс», г. Шахты
В Концепция развития образования РФ до 2025 года стоит задача по подготовке современно образованных, нравственно предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, характеризующихся одаренностью, мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с одаренными детьми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2021
Практика показала, что не только системная работа с обучающимися, как урочная, так и внеурочная, но и их собственная активность дает возможность выявлять у них внутренние предпосылки более высоких результатов в отдельных видах деятельности, то есть признаки одаренности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Таким образом, в практической работе вместо понятия «одаренный» мы чаще используем понятие «признаки одаренности».
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного человека : инструментальный и мотивационный:
Инструментальный характеризует способы его деятельности.
Мотивационный – отношение обучающегося к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности:
повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, либо определенным формам соб-ственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чув-ства удовольствия;
повышенная познавательная активность, которая проявляется в ненасытной любознательности;
ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие;
высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Способы деятельности обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
Главную задачу мы видим в создании условий, побуждающих обучающихся прилагать максимум усилий для успешной трудовой деятельности. Ведь недалек тот день, когда главным стимулом добросовестной учебы наших обучающихся станет осознание того, что уровень их жизни напрямую связан с уровнем знаний, умений и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения.
Особый тип организации знаний одаренного обучающегося :
высокая структурированность;
способность видеть изучаемую дисциплину в системе разнооб-разных связей;
свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;
категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
Учитывая все выше перечисленное нашими преподавателями и масте-рами простраивается инновационная программа развития одаренных обучающихся, которая включает следующие компоненты:
совершенствование умений и навыков, освоение технологических алгоритмов;
систематическое ознакомление с инновациями и достижениями швейного производства;
развитие эмоциональной устойчивости;
углубление ценностных ориентаций;
развитие общей эрудиции, как профессиональной компетенции;
формирование потребностей и развитие способностей пополнять профессиональные знания.
При этом важно разглядеть потенциал одаренного обучающегося, раскрыть перспективы успешной учебной деятельности. В связи с этим возникла также потребность в использовании активных методов обучения, позволяющих коллективно обсудить отдельные аспекты проектной деятельности, выработать общую позицию группы по поводу ее исполнения.
Одна из форм работы с одаренными детьми – проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать, как «обучение через деление», когда обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая жизненный опыт.
Большое место уделяется развитию проектно-технологических умений обучающихся. При этом используются личностно-ориентированные технологии в учебном процессе. Это обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающихся, привитие навыков самостоятельности в решении поставленных перед ними проблем, настойчивости в достижении целей, что положительно сказывается на практической деятельности обучающихся.
Работая над проектами, обучающиеся начинают чувствовать себя более свободно, открыто и уверенно.
Общепризнанным является факт, что высокая профессиональная компетентность и профессиональная умелость напрямую влияют на социальную успешность личности и адаптацию в жизни. Развитию личностных качеств, необходимых при работе на предприятии, также способствуют коллективные формы работы на уроках теоретического и производственного обучения: ролевые игры, работа в парах и микрогруппах, а также внеурочная деятельность обучающихся: занятия в студии «Гармония», в различных кружках.
От фронтального обучения перешли к индивидуальному. Опыт проектной деятельности показал, что наиболее востребованными оказались практико-ориентированные проекты, содержание которых связано с осваиваемыми обучающимися профессиями, например, проекты по профессиям «Портной», «Закройщик» :
профессиональный глоссарий, включающий в себя более 80 терминов и понятий, исторические справки, иллюстрации, описание деталей и видов одежды;
разработка коллекции одежды в стиле «Винтаж;
разработка коллекции одежды под девизом «Джинсовый рай»;
разработка коллекции одежды под девизом «Миллитари»;
разработка коллекции одежды в стиле «Фольклор»
разработка коллекции одежды под девизом «Зимние узоры»;
разработка коллекции одежды под девизом «Славянская душа», и другое.
В большинстве данные работы были представлены и имели успех на внутритехникумовских профессиональных конкурсах и конкурсах молодых модельеров и дизайнеров «Формула моды», проводимых ЮРГУЭС, а теперь ДГТУ.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятель-ность по развитию одаренности, развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности. Бесценно участие в работе творческих лабораториях обучающихся, которая проходит в тесной взаимосвязи с преподавателями и является потенциалом для научно-исследовательской деятельности.
Одна из форм работы с имеющими признаки одаренности, одаренными обучающимися – научно-исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Научно-исследовательская работа преподавателей и обучающихся «Освоение технологии проектирования одежды с использованием автоматизированного проектирования одежды» проходит в виде обучающих семинаров, практической экспериментальная части, согласно индивидуальных планов с последующим написанием отчетов, и конференций для обмена опытом.
В чем мы видим перспективы своей работы? Перспективно значима и системно организующая инновация – ориентация на более высокую ступень овладения профессией обучающихся, расширение профессионального поля будущих технологов-конструкторов, у которых база основных знаний и умений прочная. Этому способствует их участие в творческой лаборатории, где выполняются работы по изготовлению швейных изделий от разработки эскиза модели до готовой продукции через автоматизированное построение комплекта лекал и проектирование технологического процесса. Такая работа позитивно влияет на профессиональный рост обучающихся, позволяет развивать навыки самостоятельного творчества, умение находить нестандартный подход в решении поставленных задач и способствует формированию качеств, необходимых для дальнейшего самосовершенствования. В настоящее время разработано множество интереснейших компьютерных программ и обучающих систем, которые помогают активизировать творческую деятельность обучающихся, увидеть свою работу под необычным углом зрения.
Ибо, как бы совершенен ни был процесс обучения в образовательном учреждении, какими бы талантливыми и опытными не были преподаватели, все равно невозможно дать обучающимся все те знания, которые будут им необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому важно, на мой взгляд, привить будущим специалистам навыки самостоятельности в решении поставленных перед ними проблем, настойчивости в достижении целей, научить их учиться!