МААМ-картинки

Работа с биологическим комодом по методике Марии Монтессори

жанна михеенкова
Работа с биологическим комодом по методике Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

«Биологический комод»

Материал:

1.«Комод» с тремя выдвижными ящиками, в которых находятся деревянные фигуры-вкладыши в виде листьев различной формы. Листья окрашены в зеленый цвет и имеют посередине небольшую кнопку; рамки для них — желтого цвета.

1-й ящик содержит листья трех основных форм:

в верхнем ряду слева — узкий лист, по форме напоминающий отрезок;

в верхнем ряду справа — лист треугольной формы;

в нижнем ряду посередине — лист округлой формы.

Остальные три поля ящика представляют собой сплошные деревянные квадраты желтого цвета,

Публикация «Работа с биологическим комодом по методике Марии Монтессори» размещена в разделах

2-й ящик содержит: в верхнем ряду слева направо — ланцетовидный, почковидный, сердцевидный листья; в нижнем ряду слева направо — эллипсовидный, стреловидный, яйцевидный листья.

3-й ящик содержит: в верхнем ряду слева направо — лист перевернутой сердцевидной формы, ложковидный лист, лист перевернутой яйцевидной формы; в нижнем ряду слева направо — копьевидный, игловидный листья.

Среднее поле в нижнем ряду этого ящика представляет собой сплошной деревянный квадрат желтого цвета.

2, К комоду прилагаются наборы карт — по три серии к каждому ящике.

- На картах 1-й серии фигуры полностью закрашены зеленым цветом;

- на картах 2-й серии фигуры обведены широким зеленым контуром.

-на картах 3-й серии фигуры обозначены узким зеленым контуром

Фигуры каждого из наборов карт повторяют по форме листья-вкладыши, находящиеся в соответствующих ящиках.

3. Для хранения наборов карт используют ящик с тремя отделениями. В каждом из них лежит соответствующий набор карт: в верхнем отделении — набор для верхнего ящика комода, в среднем — для среднего ящика, в нижнем — для нижнего ящика. Карты в наборах расположены следующим образом: сверху — карты 1-й серии; под ними — карты 2-й серии, в самом низу — карты 3-й серии. Порядок карт внутри каждой серии произвольный.

4. К комоду прилагается палочка для обведения фигур-вкладышей.

Цели: прямая — различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев; косвенная — подготовка к изучению биологии, подготовка к письму.

Примечания:

1. «Биологический комод» относится к группе продвинутых материалов и служит для развития зрительного восприятия. Его помещают по соседству от «геометрического комода». Рядом с «биологическим комодом», справа от него, стоит ящик с тремя отделениями, содержащий наборы карт,

2. «Биологический комод» никогда не носят целиком, а только отдельные его ящики.

3. С материалом работают как на столе, так и на коврике,

Презентация: процесс работы с «биологическим комодом» практически полностью повторяет процесс работы с «геометрическим комодом». Его верхний ящик — аналог демонстрационной рамы для «геометрического комода», однако позже, после первой презентации, с ним можно проводить такую же работу, как и с любым из ящиков «геометрического комода». С ящиками 2-м и 3-м «биологического комода» занимаются так же, как и с ящиками из «геометрического комода».

Разница в процессе работы с «биологическим комодом» состоит лишь в том, что листья-вкладыши обводят не пальцами, а специальной тонкой палочкой (форма листьев достаточно сложная и зачастую не позволяет ощутить все ее изгибы с помощью пальцев руки). Палочку держат тремя пальцами правой руки, используемыми при письме: указательным, большим и средним.

Работа с наборами карт происходит таким же образом, как и в случае с «геометрическим комодом».

Особый интерес: различные формы листьев

Контроль ошибок:

-механический при работе с ящиками (отверстия для листьев-вкладышей);

-визуальный при работе с картами (соотнесение формы листьев-вкладышей и фигур, изображенных на картах,

Упражнения: при работе с «биологическим комодом» ребенок выполняет упражнения, которые в большинстве своем относятся к наблюдению за растениями, природой, внешним миром. Это один из тех сенсорных материалов, на базе которых строится так называемое «космическое воспитание», включающее особый подход к изучению ряда естественных и гуманитарных наук, основанный на принципе «от общего к частному».

1. Сравнивать листья деревьев и других растений с листьями-вкладышами из «биологического комода». Например, лист ивы по форме напоминает отрезок, лист липы или сирени — сердцевидной формы, лист ясеня — эллипсовидный, лист осины — округлый и т. д. Собрать гербарий из листьев деревьев, надписать названия деревьев и типов их листьев

2. Обвести листья-вкладыши карандашом, раскрасить листья и подписать названия их типов (для детей, умеющих писать и читать).

3. Для запоминания типов листьев можно изготовить наборы карт по образцу тех, которые используются в речевом материале

На карточке размером примерно в 1/4 стандартного листа формата А4 рисуют лист, предварительно обведя и раскрасив лист-вкладыш, внизу подписывают его тип, а затем название отрезают. Для ориентации в нижней части карточки с картинкой и в верхней части карточки с названием рисуют жирную черную черту вдоль линии разреза. На второй карточке рисуют такой же лист, подписывают его, но название уже не отрезают. Первый набор карт (без подписи) используют непосредственно для работы, второй — для контроля ошибок.

4. Взять какой-либо лист-вкладыш и найти листья разных деревьев, имеющих такую же форму.

5. С помощью листьев-вкладышей из «биологического комода» изготовить листья из бумаги для осеннего праздника.

6. Изучение различных частей дерева, цветка, других растений.

7. Наблюдение за жизнью домашних животных. Чтение книг о природе и животных. Наблюдение за погодой.

Возраст: с 3 лет

Первая презентация.

1. Знакомство с узколистными, треугольными и округлыми листьями

Учитель: «Давай займемся вот с этим материалом. Тебе он нравится? Тогда возьми этот ящик и отнеси ее на стол. Его носят вот так». Учитель берет ящик с правой и левой стороны обеими руками, приподнимает его на весу и осторожно опускает обратно. Ребенок относит его на стол.

2. Учитель: «Я покажу тебе, как работают с этим материалом Тремя пальцами левой руки — большим, указательным и средним — он берется за кнопку узколистный лист, медленно вынимает его, не переворачивая, обводит указательным и средним пальцами правой руки в направлении по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла, не отрывая руки от края.

. 3. Учитель кладет лист на желтое поле, находящееся в нижнем ряду, и двумя пальцами правой руки (указательным и средним) обводит по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла. Так происходит знакомство с узколистным листом на сенсорном уровне.

4. Далее аналогично проходит знакомство с листом треугольной формы.

5.. Аналогичные действия учитель проделывает с листом округлой формы. Пальцы ощущают отсутствие углов. Сенсорное впечатление резко контрастирует с впечатлением от предыдущей фигуры. 6. Тремя пальцами правой руки — большим, указательным и средним — учитель берет поочередно все листья и вставляет их в соответствующие отверстия.

Примечание: в описанных выше действиях заключается очень важный элемент для опосредованной подготовки руки к письму: тренировка пальцев, которыми мы обычно держим авторучку, и работа слева направо. Именно поэтому так важно держать вкладыши только за кнопку.

7. Учитель предлагает ребенку повторить показанные действия. По окончании работы учитель может спросить, как называются эти листья, и, если ребенок затрудняется,помогаем назвать их.

Примечание: при первой презентации достаточно только назвать листья, не заучивая их названия наизусть, так как здесь мы следуем методическому принципу : сначала создается сенсорная база, а лишь затем вводится понятие. Позже названия вводятся при помощи трехступенчатого урока.

Вторая презентация.

Работа с ящиками.

Начать можно с 1-го, 2-го или 3-го ящика комода, так как в каждом из них находится один из уже знакомых по форме ребенку листьев. Работа с остальными ящиками проводится позднее.

1. Учитель: «Хочешь посмотреть, что там внутри?» Он берется 3 пальцами правой руки — большим, указательным и средним — за ручку верхнего ящика и медленно выдвигает его примерно наполовину. Учитель говорит: «Давай позанимаемся с этим ящиком. Ты можешь взять его и отнести на стол. Ящик носят вот так». Учитель берет ящик руками с обеих сторон, осторожно выдвигает его, поднимает и держит на весу, затем снова вставляет на место и задвигает до конца. Он говорит ребенку: «Теперь попробуй ты!» Ребенок выдвигает ящик и относит его на стол.

2. Учитель садится справа от ребенка; ящик находится перед ребенком. Учитель показывает процесс работы. Работа происходит в направлении слева направо. Тремя пальцами левой руки — большим, указательным и средним — учитель берется за кнопку лист, находящегося в верхнем ряду слева, медленно вынимает его. Указательным и средним пальцами правой руки обводит его по периметру в направлении по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла, и кладет затем справа от ящика. Указательным и средним пальцами правой руки учитель обводит отверстие квадратной формы, начиная с левого нижнего угла и двигаясь в направлении по часовой стрелке. Таким образом сенсорное впечатление усиливается.

3. Точно так же учитель поступает со всеми остальными фигурами –листьями, находящимися в ящике. Он берет их по очереди, сначала из верхнего ряда, а затем из нижнего, двигаясь слева направо.

4. Листья-вкладыши перемешивают. Учитель берет тремя пальцами правой руки любой, внимательно осматривает ее, затем осматривает отверстия и вставляет в соответствующее отверстие.

5. Учитель предлагает ребенку повторить его действия. По окончании работы ящик относят на прежнее место.

Третья презентация.

Работа с наборами карт :

1. Учитель говорит ребенку: «Ты уже занимался с этим ящиком? Помнишь, как с ним работают? Молодец! А сейчас я покажу тебе что-то новое. Ты можешь отнести этот ящик на коврик, а я возьму карты»

Примечание: с ящиком и картами лучше работать на полу, так как для этого требуется много места. Ящик ставят на ковер. Учитель раскладывает карты из первой серии, на которых листья полностью закрашены, вперемешку вокруг ящика или же в ряд (горизонтальный или вертикальный). Учитель берет тремя пальцами правой руки за кнопку левый лист-вкладыш в верхнем ряду, внимательно осматривает карты и кладет на соответствующую проекцию, изображенную на карте. Таким же образом он поступает со всеми остальными вкладышами. Затем всё по очереди возвращает в соответствующие отверстия и предлагает ребенку повторить упражнение

Примечание.

Может показаться, что этот способ работы с наборами карт принципиально не отличается от работы с ящиком, однако это не так. При работе с картами ребенку требуется, во-первых, определенный уровень развития координации движений, чтобы очень точно положить лист-вкладыш на проекцию. Второй особенностью, усложняющей работу с картами, являются затруднения с контролем ошибок: если лист -вкладыш не соответствует отверстию, он в него не помешается либо «болтается» в нем; если же лист-вкладыш по размеру немного больше изображения на карте, то он закрывает изображение, что заметить труднее, чем в случае с отверстием

2. Материал убирают на место.

Примечание: иногда рекомендуется проводить описанную презентацию каждой из трех серий карт, соответствующих какому-либо ящику, по отдельности в разное время. Но опыт показывает, что интерес ребенка сохраняется довольно долго, поэтому иногда бывает полезно провести презентацию двух или всех трех серий карт одну за другой. Карты из каждой серии удобно раскладывать в вертикальные или горизонтальные ряды, расположенные друг под другом рядом с ящиком.

Публикации по теме:

Аналог шумовых коробочек МонтессориАналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике НикитиныхДетский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Игры по методике Монтессори своими рукамиИгры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Фотоотчет об открытии комнаты МонтессориФотоотчет об открытии комнаты Монтессори Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня хочу опять вас пригласить в Центр развития ребенка «Планета Детства». В этом учебном году наш Центр расширился,.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылокМастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры "Крышечки" Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.

Мастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушекМастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушек Девизом Марии Монтессори в педагогике стал - «Помоги мне это сделать самому!» Её принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Наше настроение» (по методике Н. А. Коротковой) Тема «Наше настроение».(старшая группа). Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) закрепить представление о том, каким бывает.

Развивающая доска Монтессори, или БизибордРазвивающая доска Монтессори, или Бизиборд Воспитание маленького ребенка – задача не из простых. Взрослым иногда нужна свободная минутка но – нельзя оставить малыша одного, ведь непонятно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с биологическим комодом по методике Марии Монтессори
Опубликовано: 3 мая 2020 в 10:04
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с биологическим комодом по методике Марии Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем жанна михеенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД