МААМ-картинки

Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ

Анна Павлуцкая
Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, в группах, в музыкальном и спортивном зале, что способствует выявлению способностей у наших детей.

Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ» размещена в разделах

Проводятся различные мероприятия: конкурсы рисунков, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы с родителями. Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала (в группе созданы различные развивающие зоны : уголок мелкой моторики, математический уголок, сюжетно-ролевые игры разной направленности, мини-библиотека, центр по экспериментированию, мини-музей «Моя Родина -Улан-Удэ», уголок математики, ИЗО центр).

Для определения способностей используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние учащихся, и их творческий потенциал.

1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д. ;

• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

5. Опиши его.

• Какое оно по размеру, цвету?

• Каково его строение?

• Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

2. Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое, а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня.).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый, а не описание (лохматый, с хвостом, большой.).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить.).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой, а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на., как., такой же, как.).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

3. Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6— 7-летних детей можно предложить им два задания:

• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета, «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оригинальность

0—2 балла

2—6 баллов

свыше 8 баллов

Гибкость

1—2 балла

3—4 балла

свыше 5 баллов

Беглость

0—9 баллов

10—13 баллов

свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

4. Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Публикации по теме:

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности детей. Это связано с пониманием её определяющей роли.

Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся Методика диагностического обследования помогает выявить объем знания детей дошкольного.

Конспект занятия по развитию творческих способностей воспитанников с использованием элементов ТРИЗ «Корзина с подснежниками»Конспект занятия по развитию творческих способностей воспитанников с использованием элементов ТРИЗ «Корзина с подснежниками» Разновозрастная группа (воспитанники 5-7 лет) Воспитатель 1 кк. Дортанс Марина Викторовна Тема: «Корзина с подснежниками» Цель: Развивать.

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.

Презентация форм работы по взаимодействию с родителями по развитию творческих способностей воспитанников Презентация форм работы по взаимодействию с родителями по развитию творческих способностей воспитанников «Люди, воспитанные без родительской.

Работа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста Работа по выявлению и развитию способностей у детей является сложной, кропотливой, непрерывной. Дети поступая в дошкольное учреждение попадают.

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников При планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей создаются.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Консультация «Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ» .Приложение 49 Сообщение на тему «Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ».

Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей, интересов и способностей детей Содержание деятельности педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС до Ирина Бабичева Содержание деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 08:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Павлуцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД