Ирина Соболева
Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь.
Темочки:
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.
Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
1. расширение, обогащение и активизация словаря;
2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
3. формирование правильной разговорной речи.
4. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
В интерьер группы включаю элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору уделяется в планировании ОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.
На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций.
Я стараюсь уточнять и активизировать словарь. Это происходит, прежде всего, в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Провожу дидактические игры. Например:
«Кто заметит больше»?
«Кто расскажет подробнее»?
«А как наоборот»?
«Кто скажет иначе»?
Провожу с детьми упражнения - нелепицы:
«Вот это да»?
«Кто как кричит»?
«Что на свете не бывает»?
Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Играя в подвижную игру, дети сопровождают её словами – весёлыми, задорными (дразнилками, закличкми, стишками, приговорками). Для решения задач речевого развития детей, мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Были проведены («В гостях у бабушки», «Вечер загадок», «Масленица», «Колядки», «Весна- красна» и др.).
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка, которые побуждают детей проявлять все свои творческие способности, речевые знания, эмоциональные качества. Изготовлены настольные театры, и театр на руке (пальчиковый, театр теней, театр би - ба - бо: «Морозка», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», и др.
Составлена картотека по русским, народным играм: «Бабка Ежка», «Гори ясно», «Ворон», «Утка и селезень», «Краски», «Грачи летят», «Колечко», «Федул», «Волк и овцы», «Заря - заряница», «Дедушка Мазай», и другие.
У детей старшего возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в сюжетно ролевой игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета.
Изготовлены книжки – малышки. В группе есть аудио и видео кассеты со сказками; проводились викторины; конкурсы и выставки детских рисунков(«В гостях у сказки,» «Любимые герои» «Волшебные предметы»); открытые мероприятия и праздники(; анкетирование; беседы; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; неоднократно организовывались совместные выставки работ; регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Таким образом Устное народное творчество способствует :
- развитию речи и совершенствует творческие и интеллектуальные способности детей и речевой культуры.
- формированию художественно-речевой активности.
- формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;
- воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручке.
- формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.