Хоршунова Анна Владимировна
Работа по стимуляции речи детей до 1 года
▼ Скачать +Заказ
1. Сформулируйте общие и индивидуальные особенности развития ребенка до 1 года из работ ученых и личного опыта.
Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка, поэтому задачи и содержание воспитательной работы с детьми этого возраста также отличаются.
Публикация «Работа по стимуляции речи детей до 1 года» размещена в разделах
1. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка. Масса к 5—6 мес. удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др. Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость. Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20—30 мин на 1-м месяце до 3—3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна — от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч — к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления. Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии. С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств — быстро устанавливаются связи с внешним миром. На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительных этапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояние понижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы. На протяжении 1-го года жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой. Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других — ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой. Для развития и активного поведения ребенка 1-го года жизни целесообразно : 1) чтобы он вначале овладел движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими функциями — способностью сохранять определенное положение тела; 2) чтобы у ребенка вначале оформились целенаправленные движения рук — схватывание видимых предметов — и на их основе развивались общие активные движения (переворачивание, ползание, переступание и т. д.); 3) чтобы вначале ребенок овладел движениями в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. Поэтому при воспитании ребенка в семье и в детском учреждении в первом полугодии 1-го года жизни особое внимание следует уделять развитию всех движений в положении на животе, и только во втором полугодии ребенок должен овладеть умением садиться, вставать и ходить. К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным. На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции — речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого. На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания. На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности. На протяжении 1-го года жизни формируются как положительные, так и отрицательные привычки. Например, при правильной организации воспитания с первых месяцев жизни можно приучить ребенка в определенное время быстро засыпать без укачивания и других дополнительных воздействий, есть с аппетитом, играть не только при участии взрослого, но и без него. Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды.
2. На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно- психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическим состоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них.
3. У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Недостаток внешних впечатлений и обездвиженность с первых месяцев жизни приводят к задержке в развитии ребенка.
4. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот.
5. Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды. Нарушения в режиме дня — запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения гигиенического ухода и бодрствования ребенка — приводят к различным заболеваниям и отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей 1-го года жизни. При воспитании детей этого возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию режима дня и правильное проведение гигиенического ухода, процесса кормления, сна и бодрствования.
6. Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений.
7. Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых. На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды: от рождения до 2 1/2—3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3—5 нед); от 2 1/2—3 до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес до 1 года каждый из периодов имеет свои качественные особенности. Поэтому задачи и содержание воспитания рассматриваются по отдельным периодам. В каждом периоде выделяются наиболее значимые для общего развития ребенка умения, так называемые «ведущие» линии. Эти умения определяют развитие и поведение ребенка в данном возрасте и имеют прогрессивное значение для его дальнейшего развития. Например, от 5—6 до 9—10 мес ведущим является развитие ползания, понимания речи взрослого, подражание звукам, слогам и простым действиям окружающих. Благодаря этим умениям расширяется ориентировка в окружающем, развиваются движения и первичные действия с предметами, изменяется форма общения со взрослым. Все это благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. С конца периода новорожденности на протяжении всего 1-го года жизни наряду с выполнением общих задач воспитания в каждом возрастном периоде особое внимание следует уделять развитию этих ведущих линий. Однако при воспитании ребенка нельзя ограничиваться только их развитием, необходимо создавать также условия и воздействовать на развитие и других умений и способностей, тем самым обеспечить всестороннее гармоническое развитие ребенка и его положительное поведение.
2. Перечислите известные Вам игры и занятия с ребенком до 1 года.
Игра «Красочные ленточки»
Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения у ребенка.
Оборудование: Несколько ленточек разных цветов.
Описание. Возьмите ручку ребенка в свою руку. Обмотайте пальчик ребенка ленточкой. Этот пальчик можно вложить в другую его руку. Малыш должен ощупывать незнакомый ему предмет.
Внимательно следите затем, чтобы пальчики ребенка не запутались в ленте. Эта игра подойдет детям в возрасте 6,5–7 месяцев.
Игра «Крепыш»
Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения у ребенка.
Оборудование: Специального оборудования не требуется.
Описание. Когда ребенок лежит в кроватке, потихоньку подойдите к нему и вложите свой пальчик в его ручку. Малыш должен крепко схватить ваш пальчик.
Постарайтесь малыша не испугать.
Игра «Разные игрушки»
Цель: Развить координацию движений, улучшить восприятие цвета у ребенка, а также развить мелкую моторику рук.
Оборудование: Несколько игрушек разных форм (кубик, мяч и т. п.).
Описание. Положите ребенка в кроватку на бок. Перед ним разложите игрушки. Если ребенок не проявит интереса к игрушкам, продемонстрируйте ему их действия (возьмите в руки, покрутите ими перед малышом). Ребенок обязательно будет стараться взять в руки игрушки и рассмотреть их.
Эта игра понравится детям с 5-месячного возраста.
Игра «Квадратики, треугольники»
Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, а также научить ребенка различать предметы разных форм.
Оборудование: Кубик, треугольник и маленький мячик.
Описание. Разложите перед ребенком подготовленные предметы. Он должен по очереди брать в руки эти предметы и рассматривать их.
Лучшего всего использовать предметы разных контрастных цветов. В первые месяцы жизни можно вкладывать эти игрушки в руку ребенка.
Игра «Оторви ленту»
Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление у ребенка, а также научить ребенка контролировать действия своих рук.
Оборудование: Прищепки и яркие ленточки (также можно использовать небольшие игрушки).
Описание. Над кроваткой ребенка укрепите на прищепках ленты. Покажите, что эти ленты можно легко снять. Ребенок будет постепенно снимать ленточки и рассматривать их.
Аналогичным способом можно снимать игрушки.
Игра «Шерстяные нитки»
Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также цветовое восприятие у ребенка.
Оборудование: Небольшие клубки разноцветных шерстяных ниток.
Описание. Разложите перед ребенком разноцветные клубки ниток. Малыш будет по очереди брать в руки нитки и рассматривать их.
Следите, чтобы ребенок не запутался в этих нитках.
Игра «Интересная ниточка»
Цель: Развить мышление у ребенка, улучшить координацию его движений.
Оборудование: Несколько игрушек и длинная красочная лента.
Описание. Покажите ребенку одну или две игрушки. Прикрепите к ним ленты и спрячьте их на глазах у ребенка. Спрятать игрушки можно, например, под диван. Положите игрушку так, чтобы ребенок не мог ее достать рукой, а ленту положите на видное для ребенка место. Если ребенок сразу не сообразит, что игрушки надо доставать, потянув за ленту, то покажите ему, как это можно сделать. Если ребенок с легкостью справился с поставленной задачей, попробуйте класть различные предметы, с помощью которых можно доставать игрушку, например, небольшую палочку.
Игра «Подушечки»
Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
Оборудование: Несколько разноцветных подушечек, наполненных разнообразными материалами.
Описание. Малыш играет с подушечками из различных тканей, наполненные различным предметами различной формы (горох, фасоль, пуговицы и др.). Подушечка, на которой нашиты всевозможные пуговички, кнопочки и др. способствует развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.
3. Перечислите и опишите 1-2 игры на развитие мелкой моторики с ребенком до 1 года.
Игры на развитие мелкой моторики
Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка. Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда сможете получить у специалиста.
На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все движения самостоятельно.
«Ёжик»
Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-«иголки».
Игра «Разбуди соседей»
Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить подходящие движения:
• «Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).
• «Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
• «Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
• «Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
• «И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).
Проделывается для каждой ручки.
4. Опишите работу по стимуляции речи детей до 1 года.
Речь – это высшая психическая функция, являющаяся основой мышления, а не только средство общения. Она позволяет крохам анализировать и классифицировать свои впечатления об окружающем мире, делать обобщения и выводы. Недаром развитию речи у малышей придают такое значение родители и специалисты.
Этап беременности
На развитие мозговых структур ещё не родившегося младенца может повлиять генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода, стрессовые перегрузки матери во время беременности, воздействие никотина и алкоголя, недостаточное питание мамы. Сюда же относится нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов, отрицательный резус-фактор, негативное действие инфекций и хронических патологий.
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Правильно поступают женщины, которые ещё до рождения младенца читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку.
После рождения младенца
Разговаривайте с новорожденным при кормлении, одевании, гигиенических процедурах. Так ему передаётся смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая значения слов родителей, младенец улавливает эмоциональную окраску речи. Он осознаёт, что обращаются к нему, возникает желание ответить. Правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых дней его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения. Нужно комментировать всё, что происходит вокруг ребёнка.
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности нужно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые малышом звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т. п.
Во втором полугодии для развития нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи в шесть месяцев важно вызывать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Нужно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет». Важно предлагать звукоподражание, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Развитие мелкой моторики также ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок научится ходить, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.