Елена Захарова
Работа по сказке как средство развития речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по сказке как средство развития речи детей с ОВЗ
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Работа по сказке как средство развития речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сказка — прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок - это воспитание интереса к художественному слову, развитие связной речи, обучение диалогической речи, обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.
Сегодня использование сказок для развития речи стало незаслуженно забываться, однако они остаются как важный и эффективный способ обогащения словаря и средства воспитания детей, представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности ребенка происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, обогатить словарь ребенка, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе, для обучения в школе.
Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т. к. сказка близка мышлению ребенка.
Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Следовательно, сказка - эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в воспитании и развитии детей, особенно детей с ОВЗ. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Приглашаю вас в виртуальное путешествие
«В ГОСТЯХ У СКАЗОК»
Сегодня вас приглашает к себе в гости сказка «Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая не захотела накормить его ужином. Тогда служивый не растерялся: предложил сварить ей кашу «хоть из топора». Старуха удивилась, но согласилась. Через некоторое время и она, и солдат были сытыми, а бабка и не почувствовала подвоха. Сказка заряжает умением находить выход из любого обстоятельства, не терять при этом чувство юмора и общаться так, чтобы человек чувствовал себя вполне комфортно.
Прочитайте ребенку сказку. Ответьте на вопросы по сказке. Объясните значение непонятных слов.
На побывку – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Чулан – помещение в доме служило кладовой.
Сдобрили – прибавить к еде что-нибудь для вкуса.
Служивый– солдат.
Варево – горячее жидкое кушанье.
Котел – большой металлический сосуд для варения пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дайка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить
нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы. - Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.
- Как бы сюда да чуток масла - было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
– Куда шёл солдат?
– Почему он постучался именно в эту избу?
– Что он попросил у старухи?
– Как старуха откликнулась на просьбу? Почему?
– Что придумал солдат?
– Как он это сделал?
- Отгадайте загадку:
До обеда с горяча поработает с плеча.
И в итоге будь здоров наломает столько дров!
Топор появился очень давно. Топор— инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев. Топор сохранился в классическом виде практически неизменным до наших дней.
- Для чего нужен топор?
- Отгадайте еще одну загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают,
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
- Из чего варят каши?
- Что туда кладут?
- Как вы думаете, какой был солдат?
- Почему солдат ел кашу и посмеивался?
- В этой сказке есть что – то фантастическое?
- Что больше всего понравилось в сказке?