Марем Бекова
Работа по самооброзованию воспитателя «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Патриотическое воспитание
детей в детском саду»
(работа по самообразованию воспитателя Бековой М. А.)
Тема по самообразованию «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому - Родине.
Публикация «Работа по самооброзованию воспитателя „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитание у детей любви к своему Отечеству – это проблема стала на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился вестернизация общества и решение ее.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, становиться чрезвычайно сложным. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Патриотизм – это качество, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему Отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, и чувства горести за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу, которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.
Мной были изучены книг:
А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
Е. К. Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
Данные авторы предлагают книги для средней, старшей и подготовительной группы. Эти книги - находка для педагогов. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми : пословицы и поговорки, авторские дидактические игры.
Также авторы предлагают критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.
Изучением я занялась почти год назад.
В средней группе работа была направлена на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему Отечеству. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями.
В группе мы оформили уголок «Воспитываем патриотов», где дети могут наглядно познакомиться с родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.
На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о большой Родине, о Магасе как о столице Ингушетии, дети познакомились с Российским флагом, ингушским флагом.
На занятиях по рисованию и аппликации дети изображали Российский и ингушский флаг, рассказывая, где его можно увидеть.
Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и работать с их родителями, объясняя им их важность в нравственном воспитании в жизни детей. Мною запланированы тематические встречи с родителями по темам:
«О чем мечтают дети? Знаете ли Вы своих детей?»
«День семьи».
«Хорошо и плохо» - азбука нравственности.
Такие встречи позволяют родителям глубже узнать своих детей.
В старших группах я предложила родителям вести альбом путешественника, в котором они будут вместе с детьми зарисовывать или вклеивать фотографии тех мест, где они побывали, что видели. Возможно описывать в нем свои впечатления. Благодаря такому альбому дети смогут познакомить своих друзей с нашей большой страной, с любимым городом.
Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой – с детьми старшей и подготовительной группы. Детям очень важно знать, что Россия –это большая Родина, а Ингушетия – это малая Родина. Ингуши, одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов "Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством". В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым "Актом о единении Ингушетии с Россией" в 1810 году. В Первой Мировой войне ингуши участвовали в составе Ингушского конного полка Дикой Дивизии. В начавшейся Гражданской войне ингуши большинством населения поддержали большевиков. Ингушские отряды самообороны оказали отчаянное сопротивление во много раз превосходящим их по численности частям белогвардейцев Добровольческой армии Деникина. С началом ВОВ героически сражались ингуши на фронтах войны, защищая СССР. Несколько десятков ингушей было представлено к званию Героя Советского Союза. В защите Брестской крепости принимало участие несколько десятков ингушей, последним защитником которой был Уматгирей Барханоев. Ингуши воевали под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, освобождали от фашистов страны Европы, брали Берлин. В героической обороне Одессы принимал участие Ю. Кодзоев. Многие ингуши удостоились высоких правительственных наград – военный инженер А. Султыгов, танкисты Г. Мальсагов, М. Мальсагов, летчики М. Яндиев, Х. Арчаков, Х. Албогачиев и др. Был представлен к званию героя СССР подполковник Д. Картоев. Немецкие войска заняли большую часть Северного Кавказа, однако под первыми же ингушскими населенными пунктами – Владикавказом и Малгобеком они были остановлены, и ценой героического сопротивления ингушского народа совместно с Красной армией, немцы были отброшены от ингушской земли, после чего началось их повальное повсеместное отступление. Ингуши не позволили гитлеровцам овладеть столь нужной им нефтью Малгобека и не дали дорогу в также нефтеносные Грозный и Баку. Тут я больше говорю, о героических поступках Ингушей, что помогает дошкольникам своим примером. Ведь для ребенка самая большая гордость – это папа. Он его копирует, и с гордостью о нем говорит со своими товарищами. Так же думаю, будет влиять на них герои- земляки. Национальная культура ингушского народа может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного процесса, необходим основательный теоретический и практический багаж. Сделать это оказалось нелегко, мало иллюстрированного материала, отражающего жизнь Ингушей, мало произведений народного творчества для детей. Свою работу я начала с накопления таких материалов. В настоящее время рынок дошкольной литературы заполнен разнообразными пособиями, методическими рекомендациями по самым невероятным направлениям развития. Однако нет ни одного источника планомерного ознакомления дошкольника с особенностями культуры его малой родины. Их я находила в библиотеке, в журналах, в Интернете, в музее. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов.
Для того, чтобы работать по этой теме, мною было сделано:
Создала в группе предметно-развивающую среду.
Подобрала соответствующую художественную литературу: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки ингушского народа.
Запланировала экскурсии в музей, и на аллею «Воинской славы».
Показала фильм С. Мамилова. «Защитник Брестской крепости».
Проводила опытно-поисковую работу.
Познакомила с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб Ингушетии.
Планирую оформить фотоальбом «Наш любимый город», «Мы живем в Ингушетии».
Участвовала с детьми в проведении всероссийских конкурсов: «Моя Родина», «Мир растений», «Космос», «Брестская крепость», «По страницам сказок».
Родители совместно с детьми составили «генеалогическое