Надежда Вострецова
Работа по самообразованию «Речь и мяч» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию.
Тема: "Речь и мяч" в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет"
автор-составитель: Н. С. Вострецова
воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар
"Детский сад № 206"
«Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!»
С. А. Шмаков
Введение:
Публикация «Работа по самообразованию „Речь и мяч“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр.
В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Однако играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается
незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им своих детей.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с мячом способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а так же сохранению психического и физического развития ребенка.
Значение мяча в физическом развитии ребёнка.
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Активные действия с мячом ребёнок может выполнять начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются по мере усвоения действий за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. К старшему дошкольному возрасту, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование умения ведения, отбивание мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности мяча далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических процессов.
Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении. Взрослый показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».
Упражнения с мячом способствуют развитию моторики.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. В коррекционно - логопедической работе, можно использовать в качестве массажа разного рода мячики или шарики, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей.
Игры с мячом, способствуют развитию ориентировки в пространстве.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.
Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в группе. Речевое сопровождение игр и упражнений с мячом помогает быстрее освоить пространственную терминологию.
Игры с мячом способствуют обогащению и расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом. Речевые игры с помощью мяча создают необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков, являются одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние на расширение словарного запаса детей.
Упражнения с мячом способствуют тренировки дыхания, речи в движении.
В работе с дошкольниками важно научить их хватать мяч налету, кидать об пол и ловить. Перекидывать из руки в руку. Кидать партнеру и ловить от партнера. Мяч является отличным тренажером в воспитании кистей рук, координации, реакции, свободы телесной. В этих упражнениях тренируются речь и движение. Если дети смогут одновременно говорить и кидать в нужном ритме, себе или партнеру, то эти упражнения разовьют в детях многое. И держать внимание в том числе.
Дыхание, которое длительное время тренировалось в статичном положении, во время движения расстраивается, сбивается с ритма, воздух чаще подхватывается ртом, ухудшается звучность голоса, возникает одышка.
Так же при работе с голосом в теле невольно возникают напряжения, зажимы. Избавиться от них нелегко. Когда же мы берем в руки мяч и подбрасываем, подбиваем его внутренней, тыльной стороной руки, мы не обращаем внимания, когда берется дыхание – оно само собой входит и выходит. Внимание постоянно на мяче, ведь мы не знаем траекторию дальнейшего его движения, силу, скорость. И должны быть готовы среагировать.
Работаем с мячом для большого тенниса. Он упругий, сложен для ручек дошкольников, и развивает хорошо.
Цель работы: показать влияние мяча на общее развитие детей дошкольного возраста, в частности на развитие речи.
Для достижения данной цели я выделила для следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу значения мяча в развитии детей дошкольного возраста, познакомиться с новыми методиками и технологиями. 2. Подобрать методики, наиболее эффективные формы и методы работы с мячом для детей 3-4 лет.
3. Повышать свою компетентность в работе с детьми по сохранению и укреплению их здоровья, развитию речи, ориентировки в пространстве, используя мяч. 4. Провести диагностику на начало и конец учебного года с целью выявить уровень развития мелкой моторики, степень речевого развития, уровень владения мячом детей нашей группы. 5. Разработать перспективный план работы с детьми “Речь и мяч” 6. Создать информационно-методическую базу: - приобрести методическую литературу - приобрести мячи (коучуковые (маленькие, массажные, для большого тенниса, большие резиновые мячи, футбольный мяч) - подобрать: - комплексы утренней гимнастики с большим и малым мячом, с
сюжетами.
- комплексы упражнений по самомассажу.
- пополнить: - физкультурный уголок атрибутами для подвижных и
спортивных игр с мячами.
- картотеки подвижных игр, игр для развития речи, игр на
ориентировку в пространстве, пальчиковых игр с предметами.
7. Создать условия для успешной организации работы: - насыщенная материалами предметно - развивающая среда;
- свободный доступ детей к мячам и возможность использовать их в свободной деятельности;
- создание эмоционально-положительной атмосферы;
8. Внедрять здоровье сберегающие технологий в образовательный процесс для благотворного всестороннего развития детей.
9. Представить свой опыт работы на педсовете; 10. Создать информационное пространство для родителей.
На первом этапе я провела мониторинг с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук, степень речевого развития, уровень владения мячом у детей нашей группы.
Исходя из результатов мониторинга были поставлены следующие задачи для воспитанников:
Обучающие: - обучать основным действиям с мячом (хват, удержание, бросок, сила броска, направление броска, выразительность движений) - обучать основным правилам игры с мячом; - формировать двигательные качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений); - знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения);
Развивающие: - совершенствовать и повышать работоспособность организма ребёнка. - развивать воображение, пространственное, образное и логическое мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, глазомер; - развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми; - развивать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца); - вырабатывать навыки правильной осанки; - совершенствовать активную речь, словарный запас;
Воспитательные: - формировать потребность и устойчивую привычку к двигательной деятельности; - воспитывать двигательные физические качества.
Для родителей:
- повышать компетентность родителей в вопросах развития речи, мелкой и крупной моторики ребенка;
- провести консультации и беседы: «Играйте вместе с детьми в мяч», «Школа мяча», «Мячи вместо прописей».
Основные направления работы:
· физическое развитие – формирование двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации, крупной и мелкой моторики;
· познавательное развитие – формирование представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, количестве, пространстве, причинах и следствиях);
· речевое развитие – пополнить и активизировать словарь детей, развивать устную речь, практическое овладение нормами речи;
· социально-нравственное развитие – развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
Оборудование: мячи разного диаметра (маленькие каучуковые, для большого тенниса, пластмассовые, средние и большие резиновые, клубки из ниток, мишени, дуги, кегли, корзины, скамья.
Литература:
- Н. Е. Вераксы, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», Москва «Мозаика-Синтез», 2012
- Мария Станкевич, «Мячи вместо прописей»(лекция, 2020
- А. В. Семенович, «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», Москва «Генезис», 2017
- Н. И. Николаева, «Школа мяча», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2012