Ольга Викторовна Гурвич
Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на выработку диафрагмального речевого дыхания
II этап.
Произнесение отдельных гласных звуков на выдохе
Игровое упражнение: «Резиночка» (а, у, о, и, ы, э)
Растягивая резиночку, произносим на выдохе гласный звук, варьируя его длительность. После первичного знакомства резиночку можно имитировать руками.
А___
А__
А___
О___
О___
О___
Игровое упражнение Ветер
«Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.
Игровое упражнение
Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а)
III этап.
Публикация «Работа по развитию диафрагмального речевого дыхания у детей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Произнесение на выдохе ряда гласных звуков.
Игровое упражнение:
С помощью движений фонетической ритмики произносить ряд гласных звуков, постепенно наращивая их количество для тренировки длительного выдоха.
А___О___У___
А___О___У___И___
А___О___У___И___Э___
IV этап.
Произнесение на выдохе одного согласного звука.
Игровое упражнение: «Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”
Игровое упражнение: «Накачать шину»
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “ш-ш-ш”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Игровое упражнение: «Жук жужжит»
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
V этап.
Произношение на выдохе слога, серию слогов, комбинируя их длительное и краткое произношение, на 1 выдохе.
Игровые упражнения:
Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»)
«Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»)
«Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т. д.
Упражнения на выработку диафрагмального дыхания с помощью логоритмики:
Упражнение: Речевое дыхание
Положить руки на области диафрагмы. Вдох носом. На выдохе произносить ПА___
Упражнение: Речевое дыхание
Вдох – на выдохе ПА___ПО___ПУ___
(А – руки в стоны, О – руки вверх, У – вперёд)
Упражнение: Звук А (О, У, Ы, Э)
А) Вдох носом, развести руки вверх - встороны при одновременном произнесении ПА___
Б) выпрыгнуть вверх при одновременном разведении рук в стороны, сказать кратко ПА
В) Резкий удар кулаками на уровне талии, сказать кратко ПА
Г) Затем плавно развести руки в стороны, сказать длительно ПА___
Упражнение: Звук А
На одном выдохе: ПА___ ПА ПА
ПА ПА ПА ___
Упражнение: Речевое дыхание
Поднять руки через стороны вверх. По мере поднятия рук проговаривать слоги: ПА ПА ПА ПА ПА ПА ПА, опустить руки через стороны, сказать ПА___
ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО (руки вверх)
ПО___ (опустить руки)
ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ (руки ото рта вперёд)
ПУ___(опустить руки)
ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ (руки от губ встороны)
Упражнение: Речевое дыхание
Будем говорить слоги на 1 выдохе. Чередуем протяжное произнесение слогов с кратким:
ПА___ПО___ПУ___ПИ___
(движения рук на гласные согласно логоритмике)
ПА-ПО-ПУ-ПИ
(собранные в щепотку пальцы быстро раскрывать на каждом слоге)
Аналогично:
МА___МО___МУ___
МА-МО-МУ
Упражнение: Речевое дыхание
Вдох, на выдохе:
ПО___ПЭ___
ПУ___ПЭ___
ПИ___ПЭ___
(движения рук на гласные согласно логоритмике)
Выдох постепенно удлиняется:
ПА___ПИ___ПЭ___
ПА___ПО___ПУ___ПИ___ПЭ___
С другими слогами:
МА___МО___МУ___МИ___
ТА___ТО___ТУ___ТИ___
Упражнение: Речевое дыхание (п, т)
Краткое и длительное произнесение слогов на одном выдохе:
ПА-ПА-ПА-ПА___
ПО-ПО-ПО-ПО___
ПУ-ПУ-ПУ-ПУ___
ПИ-ПИ-ПИ-ПИ___
ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ___
ПА___ ПА-ПА-ПА
ПО___ ПО-ПО-ПО
ПУ___ ПУ-ПУ-ПУ
ПИ___ ПИ-ПИ-ПИ
ПЭ___ ПЭ-ПЭ-ПЭ
Упражнение: Речевое дыхание (п)
Наращивание слогов на 1 выдохе:
ТА-ТО-ТУ-ТИ-ТЭ-
ТА-ТА-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ
Та-ТА-ТА-ТО-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ-ТЭ-
Упражнение: «Бокс»
Делать выпады то на правую, то на левую ногу, производя имитацию ударов бокса с соответствующим произнесением слога
А) ПА-ПА-ПА-ПА
ПО-ПО-ПО-ПО
ПУ-ПУ-ПУ-ПУ
ПИ-ПИ-ПИ-ПИ
ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ
Б) На одном движении говорить по 2 слога
ПАПА-ПОПО-ПУПУ-ПИПИ-ПЭПЭ
Все слоги сказать слитно на одном выдохе.
В) Тоже, но по 3 слога: на одном выдохе
ПАПАПА-ПОПОПО-ПУПУПУ-ПИПИПИ-ПЭПЭПЭ
Упражнение: Речевое дыхание
Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные.
Упражнение: Речевое дыхание (мо, му, ми)
Руки плавно расходятся в стороны: МА___
Опустить руки на талию, топать ногами, стоя на месте: МА-МА-МА-МА-МА
1 слог – 1 удар
Упражнение: Речевое дыхание
Произнести на 1 выдохе:
Понедельник-вторник-среда и т. д., наращивая количество слов
VI этап. Произношение на выдохе серии слов.
Игровое упражнение: “Назови картинки”
А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.
Игровое упражнение: “Повтори слова”
Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
VII этап. Проговаривание чистоговорки, стихов.
Игровое упражнение:
Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки* : раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".
Игровое упражнение:
Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С. Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.
Вот дом, который построил Джек.
А это пшеница, которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
А это веселая птица синица, которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
Вот кот, который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.