анна студнева
Работа по музыкальному воспитанию в детском саду по духовно нравственному и патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 с. Александровка МО Ейский район
Выступление на РМО музыкальных руководителей
Публикация «Работа по музыкальному воспитанию в детском саду по духовно нравственному и патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тема: «Роль духовно – нравственного и патриотического воспитания в формировании гражданской позиции дошкольников» (из опыта работы)
Подготовила: Студнева Анна Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУДС №21 с. Александровка МО Ейский район
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Наш детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которой предусмотрено комплексно – тематическое планирование, где выделены тематические недели, посвящённые духовно – нравственному и патриотическому воспитанию во всех возрастных группах.
В ходе этих тематических недель задачи духовно – нравственного и патриотического воспитания решаются в процессе разнообразных видах детской деятельности. Невозможно переоценить роль музыки в этих направлениях. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, поскольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях национальной и православной культуры.
Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно – музыкальные гостиные, народные гуляния и праздники.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
Слайд №3,4, 5, 6,7
Работу по духовно – нравственному воспитанию начинаю уже в младших группах, знакомя малышей с устным народным творчеством: потешками, пестушками, народными песенками, колыбельными.
Цель занятий с детьми народной музыкой - не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков. С раннего возраста, начиная с младшей группы (3 - 4года, на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук,о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай! Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. Малыши очень любят смотреть сказки, разыгранные взрослыми, поэтому часто включаю их в сценарии праздников, развлечений, где ребята могут быть не только зрителями, но непосредственными участниками действия, что доставляет им радость.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Вальс цветов» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играют народные традиции
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
С музыкальным фольклором знакомлю детей на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
В годовой план вношу участие детей в фольклорных и православных праздниках «Святки», «Масленица», «Пасха», Рождество», «Покров». Провожу тематические занятия по таким православным темам «Благовещенье», «Крещение» и др.
Без развития в ребёнке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств. А проблема формирования этих чувств у детей дошкольного возраста значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, селу, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Одним из этапов в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка Родина – это мама, близкие, родные люди. Это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребёнка – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Поэтому песни о маме прочно вошли в репертуар детского сада. Которые исполняются на любимых ребятами праздниках к 8 Марта и Дне Матери.
Знакомство с малой Родиной – ещё один раздел по патриотическому и духовному воспитанию. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Знакомим ребят с улицами нашего села, его достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, музыкой, песнями, композиторами. Являясь жителями такого благодатного, богатого традициями и людьми нашего края, конечно же, знакомим с историей, традициями, песнями, праздниками кубанского края. Ежегодно провожу такие, ставшие уже традицией, праздники и развлечения «С днём рождения, наша Кубань», «Кубанская ярмарка», «Посиделки», с использованием материалов регионального компонента, в том числе песни нашей коллеги Л. И. Заводновой.
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества» и ВОВ. В этой теме раскрывается величие подвига советского и российского солдата. Знакомлю с песнями военных лет, о войне, об Армии. Песни этой тематики особенно любимы ребятами. В основном они написаны в темпе марша, а их содержание созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Проводятся тематические праздники «А ну-ка, парни», «Будем в Армии служить», «Школа молодого бойца», «Это день Победы порохом пропах», «Будем помнить» и др. Стараемся каждый год участвовать в смотре – конкурсе муниципального месячника по оборонно – массовой работе. Не раз ребята выступали с такими танцами как «Катюша», «Если хочешь быть военным», «Офицеры», танцевальной композицией «Родная земля».
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое и духовно – нравственное воспитание занимало, и будет занимать центральное место в воспитательной системе дошкольного образования. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.