Ирина Герман
Работа педагога-психолога ДОУ по формированию волевой готовности к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ
Зачастую, родители наших воспитанников обращаются к нам, психологам, с вопросом «Готов ли их ребенок к школе?», ведь их любимое чадо, знает ответ на любой вопрос, знает практически все на свете, к тому же ребенку в сентябре 6,6 лет, зачем терять год, желание родителей отдать ребенка в школу.
Публикация «Работа педагога-психолога ДОУ по формированию волевой готовности к обучению в школе» размещена в разделах
Каково же удивление родителей, после услышанного от психолога, о том, что волевая сфера сформированна недостаточно, а порой на низком уровне и в дальнейшем может сказаться на обучении, т. к. сформированная в дошкольном возрасте волевая сфера, необходимый компонент нормальной адаптации к школьному обучению.
Слайд 1 Волевая готовность к школьному обучению - способность ребенка трудится, выполняя то, что от него требует педагог, а также режим школьной жизни.
И главное здесь не столько в умении дошкольников слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Слайд 2 Волевая готовность - уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо сосредоточиться на инструкции, которую ребенок получает от взрослого.
Тоже можно слайд с сайта фото Над формированием волевой готовности, в нашем саду, в тесной взаимосвязи работают все специалисты : воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре и конечно же педагоги-психологи.
Итак, более подробно о работе педагога-психолога по формированию волевой готовности к обучению в школе.
Слайд 3 с фото детей, играющих в школу Подготовка к обучению в школе, начинается уже со старшей группы, в конце учебного года, со всеми детьми старших групп проводится первичная диагностика, по результатам которой, будет запланирована работа в подготовительной группе.
Пятилетние дети, за исключением детей, старшие братья или сестры которых уже посещают школу, имеют небольшие представления о том, что такое школа. Поэтому, совместно с воспитателями, психолог организует сюжетно-ролевые игры «Школа», «Лесная школа», предварительной работой которой послужат рассказы воспитателей, психолога, о том, что такое школа, кто такой учитель, демонстрация атрибутики школьника.
Помимо игры с новым игровым «школьным» сюжетом, происходит формирование волевых качеств дошкольника. Ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, предложенным взрослым.
В подготовительных группах нашего ДОУ, работа по формированию волевой готовности к обучению, является одним из компонентов рабочей программы по подготовке дошкольников к школьному обучению.
Рабочая программа призвана помочь адаптироваться к школе и преодолеть стрессовые ситуации в период адаптации, развить навыки взаимодействия детей друг с другом и другие социальные навыки, снизить уровень импульсивности, тревожности, агрессивности, устранить излишнюю двигательную активность, развить произвольность поведения.
Свои занятия по программе, педагог-психолог обязательно сопровождает условным звонком (колокольчик) ритуал встречи. Данный ритуал мотивирует дошкольников к сосредоточению, концентрации внимания.
Содержание занятий.
Все наши занятия по подготовке к школьному обучению носят игровой характер. В зависимости от тематики занятий практически в каждое занятие мы включаем работу по образцу. В результате данной работы, формируется способность дошкольников действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.
Игры с правилами. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях.
Групповые упражнения-игры на формирование умения вступать во взаимоотношения со сверстниками, развитие самоконтроля.
«Невидимая скульптура».
Подгруппа делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок - художник, другой - модель, третий - глина. Художник и глина - закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Модель принимает определенную позу и сообщает о своей готовности. За работу принимается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить ее позу, а затем превращает глину в произведение искусства, воспроизводя при этом модель. Труд окончен, дети открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оценивающих степень сходства скульптуры и образца.
«Броуновское движение».
Дети свободно передвигаются по небольшому пространству (пятачку, очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество ребят. Знак приветствия можно выбрать любой - легкое похлопывание, поглаживание по голове, прикосновение друг к другу ладонями правой руки и др. Для дальнейшей игры важно, чтобы знак приветствия был тактильным. По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. Задача первая и самая простая: с закрытыми глазами, не произнося ни единого звука, выстроиться в шеренгу по росту. Психолог с помощью секундомера измеряет время первого построения, а через несколько дней, повторив эту игру, показать детям, что их сплоченность и доверие друг к другу возросли: сейчас они смогли быстрее найти свое место в общем ряду.
Немаловажная роль в формировании волевой готовности к обучению дошкольников отводится работе с родителями наших воспитанников.
Работа с родителями
Родителям особенно важно понять, какую роль в формировании волевой готовности ребёнка играют родительские установки, поэтому взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм :
- групповые консультации по запросу;
- дискуссионные клубы.
- индивидуальные консультации, беседы;
- наглядные папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
- лектории (последовательное, систематическое, монологическое изложение материала. Обычно в конце лекции следует приглашение на индивидуальную консультацию тех, кому обозначенная проблема показалась актуальной. Но даже простое прослушивание информации небесполезно.
В результате практического опыта выделились набор тем, актуальных для родителей старших дошкольников :
"Как помочь ребенку адаптироваться к школе".
"Как выстроить режим дня, чтобы ребенок не переутомлялся".
"Как и когда начинать занятия в дополнительных кружках и секциях, и какие предпочесть".
"Влияние семейных отношений на здоровье, успеваемость и поведение ребенка".