Галина Валентиновна Лазаренко
Музыкальная кружковая деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и воспитание голоса детей в возрасте до 10 лет
Каждому музыкальному руководителю ДОУ необходимо знать певческие возможности, которыми располагает ребёнок, принятый в музыкальный кружок. Несмотря на индивидуальные возможности каждого из них, для определённой возрастной группой имеется целый ряд общих, наиболее существенных признаков. Так, у детей до 10 лет, как у мальчиков, так и у девочек, весь механизм голосообразования совсем иной, чем у детей старшего возраста. Прежде всего это объясняется отсутствием голосовой мышце, которая оформляется полностью лишь к 11-12 годам.
Публикация «Музыкальная кружковая деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Диапазон голоса у детей до 10 лет обычно охватывает октаву до1 – до2 (ре2).
Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля, но, как правило, они звучат неярко и напряжённо.
Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Для неё наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков mp и mf. Но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет и при такой динамической шкале добиваться яркой выразительности исполнения. Лучшее качества голоса проявляются на средних звуках общего диапазона. Именно эти звуки с тесситурной стороны наиболее удобны поющему. Если же в произведении часто используются, и притом в кульминационных моментах, нижние звуки диапазона или же, наоборот, верхние звуки, то такая тесситура будет неудобной.
Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. Поэтому вопросы тембрового воспитания должны постоянно привлекать внимание музыкального руководителя. У детей дошкольного возраста тембр ещё не ровен, особенно при пении гласных.
Существенное значение в процессе воспитания тембра принадлежит атаке звука – твёрдой и мягкой. Умелое использование в вокальной работе мягкой и твёрдой атак (при примате мягкой) окажет самое благотворное влияние на тембр и поможет избавится от таких неприятных явлений в голосе, как зажатость, носовой призвук и т. д.
Самое красивое, ненапряженное, естественное звучание голоса обычно проявляется в зоне так называемых примарных тонов. Вот как определяет примарное звучание один из замечательных знатоков детского голоса А. А. Сергеев: «…это хорошее, естественное, ненапряжённое звучание одного или ряда звуков, выявляющее индивидуальные характерные признаки голоса, искать которые следует в среднем регистре (ми – си первой октавы, реже – до второй октавы)». Он пишет, сто примарный тон (или группа тонов) обнаруживается лучше всего при тихом пении, когда оно согрето эмоциональным переживанием, идущего от глубокого проникновения в содержание песни. Ценным художественным материалом для этой работы являются, по мнению А. А. Сергеева, русские народные песни, имеющие ограниченный диапазон.
Надо сказать, что воспитание голоса на основе постепенного перенесения качеств, присущих примарным тонам, на весь диапазон является традиционным в нашем певческом искусстве.
Артикуляция, дикция, звукообразование и звуковедение
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Тембр у детей дошкольного возраста чрезвычайно неровен, что наиболее заметно проявляется в пестром звучании гласных. Это и понятно, так как образование певческих гласных резко отличается от гласных разговорных. Но ведь гласные звуки – основа пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Главным условием хорошего звучания у детей должно быть стремление сохранить высокое звучание (позицию) на всех звуках их небольшого диапазона. Особенно полезно в этом плане пение песен с нисходящем движением (например, «Во поле береза стояла»).
Воспитывать у детей правильное формирование гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется свободно, ненапряженно. Предпочтение отдается гласному у. при произнесении этого гласного ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зевке» (при пении звука у поднимается нёбная занавеска). Кроме того, у освобождает голос от неприятного носового призвука (часто встречающегося у детей, так как поднятое нёбо перекрывает вход в носовую полость. Пропевание песен и упражнений на гласные у – ю поможет музыкальному руководителю в выработке у детей высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля.
Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный о. Этот звук не требует специального округления, и при нём глотка хорошо открыта. Пение упражнений и мелодий на о и ё также поможет выработать округлое, красивое звучание.
Далее полезно перейти к работе над звуком и. Он требует округления, то есть приближения к ю и ы, но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звук у.
И, наконец, последними гласными, над которыми следует работать, являются а и е. при их звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани.
Все гласные должны звучать одинаково красиво, но это не означает, что произношение их должно быть похоже. Прежде всего имеется в виду их единообразная манера звучания при ясности произношения.
Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные прежде всего влияют на дикцию. При произношении одних согласных необходимо активное движение языка (например, р, т, д, другие вызывают утечку воздуха (ш, ж, третья требует значительного выдоха (в, ф, з).
Чтобы достичь легкости в произношении согласных, необходимо направить внимание детей на дикцию и артикуляцию. Особенно полезно в этом плане пение народных прибауток, построенных на одном-двух звуках: «Дон-дон», «Барашеньки», «Андрей-воробей» и другие. Дети должны утрированно произносить многие согласные (особенно р). Как правило, дети проглатывают согласные в конце слов, стремятся скорее перейти от гласной к согласной в середине слова. В словах и слогах, заканчивающихся согласными, надо переносить их к следующему слову и слогу, например: то-птоп, гро-мко и т. д. Удобно петь упражнения на слоги ди, мо, ле, ку, зи и т. д.
Настойчивая работа над дикцией освободит и разовьёт артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает вял и пассивен. Внимание музыкального руководителя к выразительности слова наряду с напевностью и всегда с содержанием музыкального произведения поможет детям повысить своё вокальное мастерство.