Получи документы

Рабочая программа «Юные исследователи»

Галина Харитоненко
Рабочая программа «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Юные исследователи»

для детей дошкольной разновозрастной группы.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Детская любознательность, если ее удается сохранить,

дает постоянный стимул к развитию способностей»

Н. С. Лейтес

Пояснительная записка.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Публикация «Рабочая программа „Юные исследователи“» размещена в разделах

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского поведения - формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельности, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность свободна, практически нерегламентирована какими-либо внешними установками, её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез, в ней больше места для импровизации. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития.

А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребёнка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Итак, познакомившись с исследованиями выше указанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе.

Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду.

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение отнесены :

Принцип ориентации па познавательные интересы ребёнка. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязывать извне, рождается только на основе внутренней потребности.

Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.

Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а первую очередь развитие у ребёнка потребностей и способностей эти знания добывать.

Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.

Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

Принцип формирования представлений о динамичности знания.

Принцип формирования представления об исследовании как о стиле жизни.

Педагог должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности ребёнка является не сколько его включение в творческую деятельность, а наличие в его окружении «образца творческой деятельности»

Принцип использования авторских учебных программ.

Рабочая программа, рассчитанная на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ребёнка и педагога, строится на базе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Познавательно-исследовательская деятельность. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Содержание Программы охватывает следующие образовательные области

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Цели и задачи

Основной целью исследовательского метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

В старшем дошкольном возрасте это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Форма организации учебной деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путём создания специальной развивающей среды, в которой ребёнок находил стимулы для самообучения и развития.

Отсюда и основные требования: нестандартное использование времени занятий, помещения, опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать учащегося к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Предметно-развивающая среда

Особое значение имеет предметно-развивающая среда. Помещение необходимо разделить на «предметные мини-центры» по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточить самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы. Дети, оказавшись в пространстве, организованном подобным образом, сначала изучают всё, что находится в помещении, затем выбирают себе предметный мини-центр, укромные уголки, где могут уединиться, обдумать собственные планы, просто подумать, посмотреть книги, поработать самостоятельно.

Эти занятия расширяют кругозор ребёнка, открывая простор для критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем Дети могут работать, индивидуально, в парах и в тройках.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства группы, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, доступна и безопасна.

Формы образовательной работы :

• на специально организуемых и познавательных занятиях;

• на комплексных занятиях;

• на занятиях по любым другим видам деятельности;

• в играх;

• на прогулках;

• в свободной самостоятельной деятельности в течение дня;

• в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и их родителям.

Последовательность проведения исследований с детьми.

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период» Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Программа исследовательского обучения в детском саду включает:

• развитие у детей исследовательских умений и навыков;

• детскую исследовательскую практику;

• мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает три относительно самостоятельные программы :

1. Подпрограмма – «тренинг»

Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма - «детская исследовательская практика»

Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма – «мониторинг»

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения : защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Характеристика содержания подпрограмм.

Подпрограмма – «тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определения понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить собственные мини-доклады;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Методы и приёмы активации учебно-исследовательской

деятельности дошкольников.

Структурно- логическая схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста.

№ Этапы исследования Задания и упражнения Вопросы

1 Учимся задавать вопросы Упражнение «Исправление ошибок»

Игра «Угадай, о чём спросили»

Какие ты любишь мультфильмы?

2 Учимся выдвигать гипотезы Почему цветы имеет яркую окраску? Почему зимой идёт снег, а летом дождь? Почему в космос летают ракеты? Может быть; Предположим; допустим; возможно; что если. ;

3 Учимся видеть проблемы «Посмотрите на мир чужими глазами»; Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Сколько значений у предмета»; «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Наблюдение как способ выявления проблем»;

Почему играют котята?

Почему светит солнце?

4 Учимся давать определения понятиям «Описание»; «Характеристика»; «Разъяснение посредством примера»; «Сравнение»; «Различение»; «Загадки как определения понятий»; «Трудные слова»

5 Учимся классифицировать «Задания, содержащие ошибки»; «деление понятий по определенному основанию на классы»

6 Учимся наблюдать «Упражнения на развитие внимания и наблюдательности»; «Парные картинки»; «Нарисуем изученную вещь по памяти»

7 Познание в действии, или как провести эксперимент. «Мыслительный эксперимент»

Эксперименты с реальными объектами» с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью, с лучом солнца, с магнитом и металлом, как исчезает вода. «Что можно сделать из песка?

8 Суждение Проверьте правильность утверждений. Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.

9 Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное. Использование простых графических схем, обсуждений;

Схема «Дом с колоннами»; Схема «Паучок» Найди главную идею, мысль;

10. Учимся делать выводы и

умозаключения Умозаключения по аналогии «Скажи, на что похожи: узоры на ковре, облака, старые автомобили, новые кроссовки»;

«Как люди смотрят на мир»

Метафора и метафоричность

(«Объясни значение выражения»)

Кто же был прав?

Друзья познаются в беде

Подпрограмма - «исследовательская практика»

Основное содержание работы в рамках действий этой программы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма – «мониторинг»

Мы должны обязательно дать каждому ребёнку возможность изложить собственные результаты; обучить его элементарным навыкам презентации собственных открытий.

Ребёнок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали и конкурсы детских исследовательских работ.

Методика проведения учебных исследований в детском саду.

Методика предложенная по материалам лекций А. И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана на то, чтобы обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации. Методика проведения тренировочных и самостоятельных исследований приложена в «Приложении 1» и «Приложении 2».

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 2-3 тренировочных занятия для ознакомления каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования.

Ожидаемые целевые ориентиры

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, игре и словах. Хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания;

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

• Рост уровня любознательности, наблюдательности;

• Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями;

• Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;

• Улучшение психологического климата в группе;

• Изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Форма подведение итогов реализации программы : фестиваль детских исследовательских работ «Всё обо всём»

Методические рекомендации к процедуре диагностирования. Диагностические методики.

1. Дидактическая игра «Интервью».

Цель. Выявить умение задавать вопросы.

2. Д. и. «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».

Цель. Умение ставить проблему.

Д. у. «Почему светит солнце?» Цель. Наблюдение как способ выявления

проблемы.

3. Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною

тает снег?» Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим,

возможно, что если. Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.

4. Упражнение. Понаблюдать за рыбкой, а затем описать её.

Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета, чётко

формулировать определение понятия

5. Д. у. Раздели животных на больших, маленьких, рыжих, черных, белых,

умеющих плавать, спящих дома, живущих в детском саду…

Цель. Выявить умение детей классифицировать по определённому

признаку.

6. Д. и. «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

7 и 8. Опыты с водой «Как исчезает вода». Материал: губка, ткань,

полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце.

Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких

частиц, вода впиталась в … .

Цель. Выявить умение проводить эксперимент.

8. Д. у. «На что похожи геометрические линии, тела?»

Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать

умозаключение (вывод).

9. Д. у. «Составь рассказ по плану»

Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.

10 -12. Д. з. «Важное задание»

Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.

Литература

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ

РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Соответствует ФГОС. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-

Синтез

3. Л. Н. Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. - Волгоград:

Учитель, 2009 г.

4. О. В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей

дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г

5. А. И. Савенков. «Учебное исследование в детском саду : вопросы теории и методики»

Дошкольное воспитание №2,2000 г, стр. 8-17

6. А. И. Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского

обучения. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г

7. А. И. Савенков. Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского

обучения в детском саду. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г

8. А. И. Савенков. Лекция 7. Методика проведения учебных исследований в детском

саду. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г

9. А. И. Савенков. Лекция 8. Методы и приёмы активизации учебно-

исследовательской деятельности дошкольников. М. : Педагогический университет

«Первое сентября» 2007 г

10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002

11. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез,

2010

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группеФотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования воском очень простая и в тоже время завораживающая.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Юные исследователи»
Опубликовано: 27 июня 2021 в 11:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Юные исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Харитоненко (УИ 633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД