Харыстаана Булдакова
Дополнительная образовательная рабочая программа по кружковой шахматной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю: заведующий ЦРР «Узнавайка»
___/ /
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные гроссмейстеры»
2023-2024 уч. год
Составил:
Инструктор
по физической культуре
Булдакова Х. Ф.
Якутск
Юные гроссмейстеры
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, избирательность.
Цель: Расширение кругозора детей, знакомства с древней игрой «Шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развития логического мышления, памяти, внимания, наблюдательских, интереса к игре шахматы.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
2. Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логические мышление, память, наблюдательность, внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
4. Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности : игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательность и системности изложения программного материала.
Основной организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса;
Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможности выбора;
Принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Программа
Программой предусматривается 33 шахматных занятий (одно занятия в неделю). Программа составляется из пособия «Юные гроссмейстеры» для детей старшего дошкольного возраста разработано с учетом ФГОС дошкольного образования. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучение дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
К концу году учебного года дети должны знать:
Шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
Названия шахматных фигур : Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- Ориентироваться в шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
Ставить мат;
Тематическое планирование.
Месяц Тема Кол - во часов Задачи
1. Шахматная страна
Октябрь «Путешествуем в волшебной стране» 1 Дать детям представление о том, откуда появилась игра «Шахматы»
«Волшебная страна шахматная доска» 1 Как располагается доска между партнерами
2. Шахматные фигуры
Ноябрь «В стране шахматных чудес» 1 Познакомить детей с Шахматным королем и его Шахматным войском.
«Проспекты, улицы и переулки Волшебной доски» 1 Познакомить с солдатами шахматной доски – пешкой. Дать представление о правилах передвижения пешки.
Прогулка по волшебной доске 1 Познакомить с новой фигурой – ладья – ее комбинации
Игра – эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно» 1 Упражнять в умении быстро и правильно расставлять фигуры на доске.
Декабрь Викторина «Шахматная шкатулка» 1 Упражнять в умении передвигаться по шахматному полю фигурами
«Вежливые слоны» 1 Познакомить детей с новой шахматной фигурой – слоном, способами передвижения по доске
«Могучая фигура» 1 Познакомить с генералом среди фигур – ферзем и способами его передвижения
«Прямолинейная и бесхитростная» 1 Упражнять в знании комбинаций.
Январь «Шахматная шкатулка» 1 Упражнять в способах передвижения по полю ферзя и слона.
Знакомства с конем Познакомить с шахматной фигурой и ее способами передвижения
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» 1 Познакомить с позициями: «Конь, против ферзя, ладьи, слона, сложные положения»
Викторина «Шахматная шкатулка» 1 Упражнять в умении правильно делать срубы.
Февраль «И король жаждет боя» 1 Познакомить с самой главной фигурой – королем, способами передвижения
Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок» 1 Дать представление о том что такое – мат, шах, пат.
Март Шах и защита от него 1 объяснить что такое шах и какие существуют способы защита от шаха.
Повторение пройденного материала ходы фигур 1 закрепить полученное знания
Апрель Мат 1 Объяснить детям отличие мата от шаха.
Май Шахматные турниры между собой. 1 Игровая практика