Получи документы

Рабочая программа «Выявление творческих способностей»

Лариса Гапеева
Рабочая программа «Выявление творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1.1 Пояснительная записка

1.2 Планируемые результаты освоения Программы.

1.3. Общие принципы образовательного процесса с творчески способными

и одаренными детьми:

1.4. Основные этапы реализации программы

1.5. Основные формы работы с воспитанниками

1.6. Список литературы

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа „Выявление творческих способностей“» размещена в разделах

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с творчески способными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Творчески способные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации способных (одаренных) детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Творческие способности – это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Развитие творческих способностей–процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Самый восприимчивый период для развития творческого потенциала – дошкольный возраст. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. В дошкольном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно, можно утверждать, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. У дошкольников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду -приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа «Созвездие талантов» направлена на работу по выявлению творческих способностей воспитанников МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка». В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по выявлению творческих способностей обучающихся, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Актуальность темы

Для ребенка дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлитель-ность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей.

Программа рассчитана на 3 года. 1 год – выявление уровня развития творческих способностей детей в пении, 2 год - выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении, 3 год -выявление уровня развития творческих способностей детей в театральном творчестве.

Выявляемые способности :

-Выявить уровень развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении;

- Выявить уровень развития художественно-творческих способностей детей ;

-Выявить уровень развития творческих способностей детей в театральном творчестве;

-Выявить уровень развития литературных способностей детей;

-Выявить уровень двигательного развития детей;

-Выявить интеллектуальные способности детей;

- Выявить академические способности детей.

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении по-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемио-логические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учре-ждений», от 13.05.2013г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

-Конвенция о правах ребенка

-Семейный кодекс РФ

-Конституция РФ

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

Программа предусматривает решение следующих задач:

-Разработать систему мониторинга и развития предпосылок творческой одаренности у детей дошкольного возраста.

-Выявить детей с предпосылками творческой одаренности (музыкальной, артистической, хореографической,

литературной, двигательной, интеллектуальной, академической)

-Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

-Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей детей;

-Создание банка данных детей с предпосылками творческой одаренности.

-Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.

Показатели результативности:

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.

Качественные параметры - сформированность творческих навыков, сформированность активной творческой деятельности, проявленных в следующих видах музыкальной деятельности:

-Музыкально-ритмические движения

-Художественное творчество

-Театральное творчество

-Двигательная деятельность

-Интеллектуальное развитие

- Академические способности

Количественные параметры:

-участие воспитанников массовых мероприятиях ДОУ;

-активность участия воспитанников в конкурсах, фестивалях различного уровня, наличие призовых мест.

Показатели эффективности реализации программы

-Повышение уровня индивидуальных достижений детей в «Художественно-эстетической» области (в част-ности, Музыка).

-Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

-Создание «Портфолио одаренного ребенка»;

-Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренно-сти;

-Успешная социализация детей с высоким уровнем творческой одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

-Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

1.3. Общие принципы образовательного процесса с творчески способными

и одаренными детьми:

– принцип учета возрастных возможностей требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников;

– принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения: основной целью индивидуализации и дифференциа-ции является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность;

непрерывности и преемственности педагогического процесса: подготовка творческой личности – процесс дли-тельный, поэтому его необходимо начинать как можно раньше, когда дети более всего восприимчивы к новому, когда нет стереотипов мышления. Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса воспитанников, тем самым осуществляется усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;

интеграции: познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. “Вывести” ребенка на творчество можно через любой из видов деятельности;

личностной ориентации: каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно, а именно: в детском саду создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности; сняты по возможности все стрессообразующие факторы воспитательного процесса.

1.4. Основные этапы реализации программы

1этап — диагностико-организационный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

• Изучение нормативной базы;

Разработка программы работы с одаренными детьми;

• Анализ материально-технических, педагогических условий реализации

программы.

Планируемые мероприятия:

1 .Проведение комплексной диагностики музыкальных способностей воспитанников;

2 Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий: викторины, конкурсы, праздники.

3 Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне города.

2этап — реализационный

Цель:

Апробация системы работы с творчески способными и одаренными воспитанниками.

Задачи:

• Диагностика склонностей воспитанников в музыкальном воспитании;

• Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми;

Планируемые мероприятия:

1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).

2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.

3. Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.

3 этап — аналитический

Цель:

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

• Анализ итогов реализации программы.

• Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

• Обобщение и презентация результатов работы музыкального руководителя в реализации программы.

1.5. Основные формы работы с воспитанниками

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей дея-тельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

Кроме музыкальных занятий можно использовать данные игры как часть занятия, или включать развивающие творческие игры в различные виды деятельности.

Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.

Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

-Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.

-Формирование эстетического вкуса.

-Стимулирование развития творческой деятельности ОД.

Психолог

-общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.

- консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально ода-ренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

- коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг об-щения для педагогов.

Музыкальный руководитель

- педагогическая и специальная диагностика с целью определения одаренности.

- участие в круглом столе.

Старший воспитатель

- консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам одаренных детей.

- организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с одаренными детьми. Помощь воспитателю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.

Воспитатель

- педагогическая диагностика (наблюдение за одаренным ребенком).

- оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.

- привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.

Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности

Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.

Задачи:

-Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.

-Развитие артистический способностей.

-Развитие эстетического вкуса.

-Развитие коммуникативных способностей.

Психолог

-анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.

- консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.

- проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Музыкальный руководитель

- педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.

- организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.

- консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.

- репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

Воспитатель

- консультации для родителей ОД.

- организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).

- использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.

Старший воспитатель

- консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.

- организация учебы специалистов ДОУ. Помощь воспитателю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.

Родители

-участие в работе театрально-художественного кружка

Планируемые мероприятия:

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Изменения и уточнение программы.

3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.

4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

1.6. Список литературы

1. Программа «Развитие детской одаренности и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Осипова И. В. ; Работа с музыкально одаренными детьми Вершинин Д. О.

2. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л “Обруч” 2005

3. Левин С. А. «Воспитание творчества» Томск, Изд. Пеленг, 1993

4. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и в школе» 2000. Москва.

5. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей» 1996. Ярославль

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Выявление творческих способностей ребенка с учетом типа темперамента и их дальнейшее развитие»Фотоотчёт «Выявление творческих способностей ребенка с учетом типа темперамента и их дальнейшее развитие» 02 октября 2018 года специально для замещающих семей Прокопьевского муниципального района в Севском детском доме состоялось мероприятие:.

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста» Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха.

Кружок «Волшебный стежок». Программа по развитию у детей творческих способностей Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Семилуки Кружковая деятельность. КРУЖОК ««Волшебный.

Рабочая программа по изодеятельности «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Стр. Пояснительная записка: 1.1. Нормативно-правовые документы 1.2. Введение 1.3. Цель и задачи, планируемый.

Рабочая программа по конструированию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №35 «Алые паруса» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ№ 35 ___/ Н. В.

Рабочая программа по логоритмике Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №116 комбинированного вида».

Выявление и развитие способностей воспитанников Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной.

Развитие детской инициативы и творческих способностей. Морару С. В. воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 приморского района Санкт – Петербурга Развитие детской инициативы и творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей Развитие творческих способностей. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста — задача родителей и педагогов. Творчество.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Выявление творческих способностей»
Опубликовано: 13 января 2019 в 14:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Выявление творческих способностей»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гапеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД