Лариса Гапеева
Рабочая программа «Выявление творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения Программы.
1.3. Общие принципы образовательного процесса с творчески способными
и одаренными детьми:
1.4. Основные этапы реализации программы
1.5. Основные формы работы с воспитанниками
1.6. Список литературы
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Выявление творческих способностей“» размещена в разделах
Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.
Решая вопрос об организационных формах работы с творчески способными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Творчески способные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации способных (одаренных) детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Творческие способности – это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Развитие творческих способностей–процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Самый восприимчивый период для развития творческого потенциала – дошкольный возраст. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. В дошкольном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно, можно утверждать, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. У дошкольников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду -приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа «Созвездие талантов» направлена на работу по выявлению творческих способностей воспитанников МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка». В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по выявлению творческих способностей обучающихся, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Актуальность темы
Для ребенка дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлитель-ность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей.
Программа рассчитана на 3 года. 1 год – выявление уровня развития творческих способностей детей в пении, 2 год - выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении, 3 год -выявление уровня развития творческих способностей детей в театральном творчестве.
Выявляемые способности :
-Выявить уровень развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении;
- Выявить уровень развития художественно-творческих способностей детей ;
-Выявить уровень развития творческих способностей детей в театральном творчестве;
-Выявить уровень развития литературных способностей детей;
-Выявить уровень двигательного развития детей;
-Выявить интеллектуальные способности детей;
- Выявить академические способности детей.
Основание для разработки Программы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении по-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемио-логические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учре-ждений», от 13.05.2013г.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
-Конвенция о правах ребенка
-Семейный кодекс РФ
-Конституция РФ
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи:
Программа предусматривает решение следующих задач:
-Разработать систему мониторинга и развития предпосылок творческой одаренности у детей дошкольного возраста.
-Выявить детей с предпосылками творческой одаренности (музыкальной, артистической, хореографической,
литературной, двигательной, интеллектуальной, академической)
-Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
-Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей детей;
-Создание банка данных детей с предпосылками творческой одаренности.
-Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
Показатели результативности:
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры - сформированность творческих навыков, сформированность активной творческой деятельности, проявленных в следующих видах музыкальной деятельности:
-Музыкально-ритмические движения
-Художественное творчество
-Театральное творчество
-Двигательная деятельность
-Интеллектуальное развитие
- Академические способности
Количественные параметры:
-участие воспитанников массовых мероприятиях ДОУ;
-активность участия воспитанников в конкурсах, фестивалях различного уровня, наличие призовых мест.
Показатели эффективности реализации программы
-Повышение уровня индивидуальных достижений детей в «Художественно-эстетической» области (в част-ности, Музыка).
-Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
-Создание «Портфолио одаренного ребенка»;
-Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренно-сти;
-Успешная социализация детей с высоким уровнем творческой одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
-Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
1.3. Общие принципы образовательного процесса с творчески способными
и одаренными детьми:
– принцип учета возрастных возможностей требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения: основной целью индивидуализации и дифференциа-ции является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность;
– непрерывности и преемственности педагогического процесса: подготовка творческой личности – процесс дли-тельный, поэтому его необходимо начинать как можно раньше, когда дети более всего восприимчивы к новому, когда нет стереотипов мышления. Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса воспитанников, тем самым осуществляется усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
– интеграции: познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. “Вывести” ребенка на творчество можно через любой из видов деятельности;
– личностной ориентации: каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно, а именно: в детском саду создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности; сняты по возможности все стрессообразующие факторы воспитательного процесса.
1.4. Основные этапы реализации программы
1этап — диагностико-организационный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
• Изучение нормативной базы;
• Разработка программы работы с одаренными детьми;
• Анализ материально-технических, педагогических условий реализации
программы.
Планируемые мероприятия:
1 .Проведение комплексной диагностики музыкальных способностей воспитанников;
2 Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий: викторины, конкурсы, праздники.
3 Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне города.
2этап — реализационный
Цель:
Апробация системы работы с творчески способными и одаренными воспитанниками.
Задачи:
• Диагностика склонностей воспитанников в музыкальном воспитании;
• Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми;
Планируемые мероприятия:
1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.
3. Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
3 этап — аналитический
Цель:
Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
• Анализ итогов реализации программы.
• Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
• Обобщение и презентация результатов работы музыкального руководителя в реализации программы.
1.5. Основные формы работы с воспитанниками
Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий.
Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.
Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.
Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей дея-тельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
Кроме музыкальных занятий можно использовать данные игры как часть занятия, или включать развивающие творческие игры в различные виды деятельности.
Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.
Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.
Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.
Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи:
-Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
-Формирование эстетического вкуса.
-Стимулирование развития творческой деятельности ОД.
Психолог
-общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
- консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально ода-ренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
- коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг об-щения для педагогов.
Музыкальный руководитель
- педагогическая и специальная диагностика с целью определения одаренности.
- участие в круглом столе.
Старший воспитатель
- консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам одаренных детей.
- организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с одаренными детьми. Помощь воспитателю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.
Воспитатель
- педагогическая диагностика (наблюдение за одаренным ребенком).
- оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
- привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.
Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности
Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.
Задачи:
-Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.
-Развитие артистический способностей.
-Развитие эстетического вкуса.
-Развитие коммуникативных способностей.
Психолог
-анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.
- консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
- проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.
Музыкальный руководитель
- педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
- организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.
- консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.
- репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.
Воспитатель
- консультации для родителей ОД.
- организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).
- использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.
Старший воспитатель
- консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.
- организация учебы специалистов ДОУ. Помощь воспитателю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.
Родители
-участие в работе театрально-художественного кружка
Планируемые мероприятия:
1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2. Изменения и уточнение программы.
3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
1.6. Список литературы
1. Программа «Развитие детской одаренности и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Осипова И. В. ; Работа с музыкально одаренными детьми Вершинин Д. О.
2. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л “Обруч” 2005
3. Левин С. А. «Воспитание творчества» Томск, Изд. Пеленг, 1993
4. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и в школе» 2000. Москва.
5. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей» 1996. Ярославль