Ольга Резникова
Рабочая программа воспитательного развития для группы учащихся 1,3,4,5 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитательного развития для группы учащихся 1*,3*,4*,5* классов
Пояснительная записка к рабочей программе воспитательного развития.
I. Нормативно-правовая база
Тип программы : образовательная программа общеобразовательных учреждений для обучающих с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью).
Статус программы : рабочая программа воспитательного развития.
Темочки:
Назначение программы : программа обеспечивает реализацию прав на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категория обучающихся: учащиеся 1*,3*,4*,5* классов МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»;
Сроки реализации программы : 1 год.
Программа, согласно Федеральному Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., является нормативно-правовым документом, обязательным для выполнения в полном объеме.
Рабочая программа разработана на основании :
1. Устава муниципального автономного образовательного учреждения «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (новая редакция от 22.03.2019, утверждена Приложением к постановлению Главы Дмитровского городского округа МО № 514-П, принята общим собранием трудового коллектива от 28.12.2018 протокол № 3);
2. Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. Авторской программы Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селивановой, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате» АРКТИ, 2007год
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
II. Цели и задачи программы
Цель программы : - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи программы :
• Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
• Развивать познавательные процессы и интересы личности;
• Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
• Развивать коммуникативные отношения ребенка;
• Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
• Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
• Формировать полезные привычки;
• Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
• Воспитывать чувство коллективизма;
• Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются :
• Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
• Создание условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально–ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
• Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
• Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
Виды деятельности и формы занятий с группой и отдельными учащимися :
1. Гражданско-патриотическое воспитание
2. Духовно – нравственное воспитание
3. Эстетическое воспитание
4. Трудовое воспитание
5. Воспитание стойкой привычки к соблюдению ЗОЖ
6. Работа с родителями
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень – начальный, индивидуальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3. Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 10-11 лет.
5. Форма организации учебно – воспитательная.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.
Теоретические занятия:
• беседы, рассказы, убеждения педагога;
• слушание;
• решение проблем;
• обсуждение прочитанной литературы;
• исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
• внеклассное чтение;
• импровизированные сценки, спектакли;
• воспитательные часы;
• участие в конкурсах, тематических неделях, организация праздников;
• анкетирование.
Экскурсии:
• посещение библиотек;
• посещение лесопарка;
• посещение музеев;
• посещение производственных предприятий;
• посещение супермаркетов.
III. Требования к уровню социализации на конец обучаемого года.
Санитарно-гигиенические навыки Личностное развитие
• Следить за чистотой тела, понимать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм (мыть и вытирать руки, лицо, ноги, чистить зубы, подстригать ногти на руках и ногах).
• Правильно пользоваться мочалкой, щеткой для волос.
• Самостоятельно одеваться и выбирать одежду по сезону.
• Аккуратно складывать свою одежду, содержать в чистоте обувь.
• Аккуратно заправить кровать. • Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.
• Слушать собеседника, не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами.
• Ориентироваться в понятиях: «добро», «зло», «хорошо»,
• «плохо».
• Анализировать свои и чужие поступки.
Межличностные отношения
• Играть в парах- группах.
• Подчинять свои интересы интересам группы.
• Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками.
• Строить дружеские отношения.
• Обозначить и проанализировать конфликтную ситуацию.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является :
• постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
• осознание норм социального поведения;
• снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
• улучшение состояния здоровья детей;
• повышение мотивации к обучению;
• соответствие уровню воспитанности;
• овладение навыками и умениями в соответствии с «моделью выпускника».
IV. Виды и формы контроля.
Наблюдение - является наиболее приемлемым методом контроля для санитарно-гигиенических навыков, так как он позволяет наглядно сделать представление об умениях и приобретённых санитарно-гигиенических навыках детьми разных возрастных групп. Этот метод позволяет также наметить конкретные планы дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Наблюдение, выполнение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос - именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий.
Тестовые задачи помогают педагогу контролировать умение воспитанников анализировать и классифицировать поступки.
Анкеты – опросники дополняют итоги наблюдений.
Уровень воспитанности - результаты диагностики позволяют наглядно увидеть изменения уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса в целом, помогают констатировать личностный рост ребенка и определить цели и задачи воспитательного процесса в дальнейшем.
V. Литература для воспитателя :
1. Авторские программы Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селивановой, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате» АРКТИ, 2007 год.
2. Е. М. Матвеева «Справочник воспитателя (классного руководителя)» Учитель, 2013г.
3. Е. М. Матвеева «Рабочая программа воспитателя 1-4 классы» Учитель, 2013г.
4. Концепция воспитательной работы школы интерната 2022-2023г.
(Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности).
Сентябрь
Направления работы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат День Знаний Международный день языковых тестов День солидарности с борьбой с терроризмом Неделя безопасности дорожного движения
Развитие трудовой деятельности Беседа «Буратино в гостях у ребят» Практическое занятие «Уборка класса» Акция «Чистый дом» Круглый стол «Профессия полицейский»
Личность
(нравственно-эстетическое воспитание) Прогулка «Золотая осень». Сбор природного материала. Разговор о важном «Я хороший человек» Разговор о важном «Кто такие террористы?» Азбука нравственности
«Я и мои друзья»
Отечество
(гражданско-патриотическое воспитание) Круглый стол
«Я и моя страна» Экскурсия в школьный огород-приметы осени Беседа на тему «Символы государства». Разучивание гимна. Презентация «Как нужно вести себя на дороге»
Досуг
(художественно-эстетическое воспитание) Рисование на тему: «Моя школа» Аппликация «Мои ладошки» Рисование на тему :«Город мой родной» Рисование пожарной машины
Здоровье
(формирование основ безопасности и ЗОЖ Внеклассное чтение «Полезные продукты» Викторина на тему: «Мое здоровье» Практическое занятие «Когда я заболел» Беседа на тему «Микробы»
Семейное воспитание
Работа с родителями Родительское собрание на тему «Режим дня это важно» Беседа на тему «Труд детей дома» Трудовое поручение «Полив цветов» Разговор на тему «Роль зарядки в жизни человека»
Октябрь
Направления работы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат Международный день учителя 10-16 октября каникулы Всемирный день математики День международных школьных библиотек
Развитие трудовой деятельности Занятие на тему «Песок, земля и глина. Отличие» Задание «Полей цветы и посчитай количество горшков на окне» Починка книг и коробок с настольными играми
Личность
(нравственно-эстетическое воспитание) Беседа на тему «Правила поведения на уроках» Разговор о важном на тему: «Как нужно вести себя на прогулке» Изготовление памятки «Правила обращения с книгой»
Отечество
(гражданско-патриотическое воспитание) Круглый стол на тему «Мой учитель» Беседа на тему «В школе террорист» Рейд «Береги книгу!»
Досуг
(художественно-эстетическое воспитание) Изготовление поделок, сувениров ко дню учителя Аппликация «Золотой подсолнух» Занятие «Изготовление мини-книжки»
Здоровье
(формирование основ безопасности и ЗОЖ Практическое занятие «Роль осанки в жизни человека» Выставка рисунков «Мой любимый спорт» Упражнения на координацию движений
Семейное воспитание
Работа с родителями Беседа на тему «Рабочее место ребенка» Круглый стол «Роль матери в жизни ребенка» Сообщения детей на тему «Профессии моих родителей»
Ноябрь
Направления работы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат День народного единства 8 ноября – День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников ОВД 27 ноября – День матери в России
30 ноября – День государственного герба Российской Федерации 21 – 27 ноября каникулы
Развитие трудовой деятельности Практическое занятие «Как правильно заправить кровать» Стирка нижнего белья Уборка школьных рюкзаков
Личность
(нравственно-эстетическое воспитание) Разговор на тему «Какие народности есть в России» Занятие – тренинг «Конфликты – как с помощью речи их можно решить?» Беседа-диалог «Моя будущая профессия»
Отечество
(гражданско-патриотическое воспитание) Что означает праздник «День народного единства» Беседа «День памяти сотрудников ОВД, погибших при исполнении служебных обязанностей» Разучивание стихотворений о маме
Досуг
(художественно-эстетическое воспитание) Работа с бумагой Оригами «Голубь» Пластилинография на тему: «Заготовки на зиму» Изготовление открытки ко дню Матери
Здоровье
(формирование основ безопасности и ЗОЖ Операция «Витаминный май. Роль витаминов в жизни человека» Беседа о важном
«Что делать, если заболел?» Подвижные игры с мячом
Семейное воспитание
Работа с родителями Круглый стол «Здоровый образ жизни» Практикум «Толерантность к другим» Анкетирование на тему «Здоровье моего ребенка»
Декабрь
Направления работы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат 3 декабря – День неизвестного солдата 5 декабря -
День добровольца (волонтера) в России
8 декабря – Международный день художника 12 декабря - День конституции
России
С Наступающим
Новым Годом!
Развитие трудовой деятельности Расчистка дорожек от снега Акция «Чистый класс» Украшение класса к Новому году Изготовление поделок к Новому году
Личность
(нравственно-эстетическое воспитание) Беседа о дне добровольца (волонтера в России) Беседа –диалог «Добро и зло» Занятие «Телефонный Этикет» Новый год в разных странах мира
Отечество
(гражданско-патриотическое воспитание) Неделя патриотического воспитания «Рубеж славы» Устный журнал «Люди, прославившие родную землю» Круглый стол «Конституция – основной закон государства» Познавательное занятие «Профессия слесарь»
Досуг
(художественно-эстетическое воспитание) Приемы сминания бумаги «Ветка рябины» Игра «Художники» (написание портрета друга по памяти) Лепка «Снеговик» Изготовление новогоднего фонарика
Здоровье
(формирование основ безопасности и ЗОЖ Игра-занятие
«Я в беду не попаду» Практическое занятие «Красивая улыбка» Беседа «Да здравствует мыло душистое» Практикум «Упражнения для здоровья глаз»
Семейное воспитание
Работа с родителями Разговор о важном «Десять заповедей для родителей» Индивидуальные консультации для родителей Беседа «Бюджет семьи и наши запросы» Родительское
собрание по
итогам четверти
Январь
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь
знаменательных
дат 1 –8 января каникулы Рождество Христово. Неделя святок 25 января – день российского студенчества 27 января – день снятия блокады Ленинграда
Развитие трудовой деятельности Изготовление кормушек для птиц из подручных материалов Практикум: сезонная одежда, уход за одеждой Практическое
занятие «Чистота -
лучшая красота»
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание) Беседа «Не подарок дорог, а внимание» Занятие – игра «Не мед, а ко всему льнет» (об употреблении в речи слов –сорняков) Дискуссия.
От каких недостатков ты хотел бы избавиться?
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание) Занятие – размышление «Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?» Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми»
День полного освобождения Ленинграда от блокады
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание) Вечер игры «Рождество, святки и колядки» Рисование «Машина будущего» Русские народные сказки, пословицы, поговорки о дружбе
Здоровье
(формирование
основ
безопасности
и здорового
образа жизни) Беседа «Правила поведения на водоемах зимой» Занятие «Что у нас внутри» Беседа - диалог
«Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех»
СемейноеВоспитание.
Работа с
родителями Беседа: «Права и обязанности детей в семье»
Индивидуальные беседы консультации родителей.
Кто в доме
хозяин?
Беседа об
отношениях в семье
Февраль
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат
2 февраля – 80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в Сталинградской битве 21 февраля-
международный
день родного языка
23 февраля – День защитника Отечества 20 – 26 февраля каникулы
Развитие трудовой деятельности Генеральная
уборка спален,
класса
Практическое занятие «Обувь, уход за обувью» Беседа «Военные профессии»
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание) Викторина «Вежливые слова» Беседа «Родной язык. Красота русской речи» Час общения:
«Как общаться друг с другом»
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание)
Изготовление танка из цветной бумаги и картона Дидактическая игра «Где что растет?» Беседа «Рода войск»
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание)
Веселые старты «Один день в армии» Развлекательный час : Викторина - отгадай загадку.
Изготовление открытки для папы
Здоровье
(формирование
основ
безопасности
и здорового
образа жизни) Неделя пропаганды ЗОЖ
Занятие «Опасный лед»
Беседа: «Темная улица и безопасность» Беседа о табачном дыме и его воздействии на организм человека
Работа с родителями Индивидуальные беседы, консультации родителей.
Круглый стол «Традиции моей семьи» Беседа: «Как мы отмечаем праздники»
Март
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат
8 марта – Международный женский день 14 – 18 марта – Неделя детской книги 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией 27 марта – Всемирный день театра
Развитие трудовой деятельности Изготовление подарка для мамы Акция «Книжкин доктор» Практикум «Учимся завязывать шнурки» Практическое занятие «Чистый пол»
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание)
Игра «Правила настоящих мужчин» (об уважительном отношении к девочкам, женщинам) Ролевые проблемные игры «Опасные и безопасные ситуации» Решение ситуативных задач «Кто? Кому? Зачем? Как?» (развитие навыков успешного общения) Игра на развитие эмоций «Передай предмет, если он тяжелый, холодный, колючий и т. д.»
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание)
Воспитательный час «Истоки народных праздников. Празднование масленицы на Руси» Брейн – ринг «Природа нашей Родины»
Беседа «Что значит быть настоящим гражданином» Размышление «Путешествие на необитаемый остров» (потребности духовные, физические, материальные)
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание)
Аппликация «Цветы для мамы»
Концерт поздравление к 8 марта. Конкурс «Удивительная расческа» Смех, шутка, розыгрыш. Детский анекдот.
Здоровье
(формирование основ
безопасности
и здорового
образа жизни Урок безопасности «Безопасное обращение с электричеством в доме»
Конкурсная программа «Самый лучший джентельмен!» Тренинг «Как принять правильное решение» (о вредных привычках) Час здоровья «Кто с закалкой дружит, тот никогда не тужит»
Работа с родителями, семейное воспитание Беседа - диалог «Семейные традиции в развитии способности ребенка к труду» «Где мы с семьей любим отдыхать». Час общения Беседа об этике отношений в коллективе Индивидуальные беседы, консультации родителей.
Апрель
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь
знаменательных дат
3 – 9 апреля каникулы 12 апреля - день космонавтики 19 апреля – день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ 22 апреля - Всемирный день Земли
Развитие
трудовой
деятельности Практикум «Пришивание пуговицы» Беседа «Новое время – новые профессии» Работа на пришкольной территории
Личность
(нравственно
-этическое воспитание) Занятие – практикум «Справедливость по отношению к одноклассникам и себе» Ролевая игра «Учись принимать решение»
Решение ситуативных задач «Красота человека в его поступках»
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание) День космонавтики. Гагаринский урок «Что такое космос?» Беседа – размышление «Не все продается – не все покупается» Участие в проекте «Экологическая тропа»
Досуг
(художественно-эстетическое
воспитание)
Конкурс рисунков «Космос далекий и близкий» Чтение произведений о весне Тайны природы: загадки, кроссворды, ребусы «День Земли».
Здоровье
(формирование основ безопасности
и здорового
образа жизни) Беседа «Помоги себе сам» Занятие «Значение витаминов для роста и развития». Посадка лука Спортивная эстафета
Семейное
воспитание
Работа с
родителями
Беседа «Помощники» (об обязанностях в семье) Индивидуальные беседы, консультации родителей.
«Семья – это то, что с тобой навсегда» час общения
Май
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат 1 мая праздник Весны и Труда 9 мая - День Победы 19 мая – день детских общественных организаций России 24 мая -
День славянской письменности и культуры
Развитие
трудовой
деятельности
Изготовление открыток, поделок ко Дню Победы Трудовой десант «Наш школьный двор» Рейд по уборке класса «Наш класс самый чистый»
Акция «Мастерская для книг»
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание)
Размышление «Какой я товарищ?» Беседа: «Улыбка и смех приятны для всех»
Круглый стол «Наши добрые дела и поступки» Беседа «Каким я был? Каким я стал? Чего достиг в этом году»
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание) Занятие «Славен
человек трудом
своим»
Дискуссия: «Мое отношение к войне»
Беседы по истории создания детских общественных организаций в России Беседа «Кто такие славяне, когда появилась письменность на Руси»
Досуг
(художественно-эстетическое
воспитание) Конкурс рисунков ко Дню Победы Общешкольный праздник «Слава тебе, победитель солдат!»
Экскурсия в парк, наблюдения за изменениями в природе. Рассматривание славянских куколок. Беседа о славянской культуре
Здоровье
(формирование основ
безопасности
и здорового
образа
жизни) «Меры безопасности на уроках в школе» Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха Веселые старты Игра – практикум «Мой режим дня в летнее время»
Семейное
воспитание
Работа с
родителями
Индивидуальные беседы, консультации родителей.
Беседа на тему
«Планирование летнего отдыха» Беседа «Меры безопасности на воде летом» Праздник «Здравствуй, лето!»