Папки-передвижки

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе

Татьяна Щеплыгина
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Общие положения

1. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детского сада "Огонёк" (далее — Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изменениями от 08.02.2023 г.).

2. Основой для разработки Программы является Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028.

Темочки:

3. Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) разработку содержания дошкольного образования в ДОО в соответствии с ФОП ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины.

4. Структура Программы соответствует структуре ФОП ДО и включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.

5. В целевом разделе Программы представлены : цели, задачи, принципы её разработки; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов в ДОО.

6. Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нём представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее — KPP) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — OB3) и детей-инвалидов.

В содержательный раздел Программы входит Программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

7. Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий её реализации; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — PППC) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной деятельности в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы в ДОО.

8. Программа определяет объём и содержание образовательной деятельности в ДОО и планируемые результаты освоения образовательной программы, включает обязательную часть, соответствующую ФОП ДО в объёме не менее 60 % и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40 %.

9. Вариативная часть ориентирована на приобщение дошкольников к традиционной культуре народов Бурятии (традициям, обычаям, укладу жизни, быту и др.). С учётом многонационального состава населения Республики Бурятия особое внимание уделено этнокультурному компоненту в процессе диалога культур (русской, бурятской, эвенкийский. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Бурятии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя, живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.

Данное содержание реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.

Выбор парциальных образовательных программ соответствует приоритетным направлениям ДОО художественно-эстетического и физического развития воспитанников.

10. Содержание и планируемые результаты Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам ФОП ДО.

11. Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений (в том числе с социальными партнёрами) и осуществляется с учётом принципов дошкольного образования, зафиксированных в ФГОС ДО.

12. Программа обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель Программы : разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Задачи Программы :

обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДОО;

приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Цели программы – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;

обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития, формирование базисных основ личности;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;

обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При разработке Программы учитывались принципы и подходы, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, среди которых:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа онтогенеза;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей [законных представителей], педагогических и иных работников образовательной организации) и детей;

3) уважение личности ребёнка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка;

5) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, амплификация (обогащение) детского развития;

6) поддержка детской инициативы;

7) принцип индивидуализации дошкольного образования;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Дошкольное детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой ребёнок воспитывается.

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования.

При прохождении критических периодов психическое развитие детей в дошкольном возрасте характеризуется индивидуальным темпом, неустойчивостью и гетерохронностью. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных ориентиров.

Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребёнка в освоении образовательной программы ДОО.

Планируемые результаты в раннем возрасте (к трём годам) :

у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;

ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;

ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;

ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;

ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;

ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;

ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; своё имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населённом пункте, в котором живёт (город, село и так далее);

ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;

ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, коленки, лепешки;

ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;

ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое, воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания, заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Целью мониторинга освоения образовательной программы является изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов деятельности.

2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как знания и представления, умения и навыки.

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы»

Педагогическое обследование проводится два раза в год: сентябрь, май. Длительность проведения – две недели. Для вновь поступающих воспитанников сроки могут сдвигаться.

II. Содержательный раздел

Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям

Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые в МАДОУ детский сад "Огонёк" по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического).

В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет, а также представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.

Более конкретное и дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в Программе воспитания.

III. Организационный раздел Программы

1. Психолого-педагогические условия реализации Программы.

Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями:

1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;

2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое, так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом;

3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования (oпopa на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться);

4) учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического

развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);

5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее;

6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

7) индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);

8) оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в том числе с OB3 на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования;

9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;

10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;

11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;

12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;

13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Программы в ДОО, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ;

14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально- воспитательными субъектами открытой образовательной системы, использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально- значимой деятельности;

15) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации;

16) предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

17) обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в информационной среде.

Расписание образовательной деятельности составляется с учетом длительности образовательной нагрузки и не превышает 15 минут – для детей 3-4 лет, 20 минут – для детей 4-5 лет, 25 минут – для детей 5-6 лет; 30 минут – 6-7 лет. Максимально допустимы объем нагрузки в первой половине дня в младшей и средних группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старших и подготовительных группах – 45 минут и 1.5 часа соответственно. В середине времени отведенного на непрерывную образовательную деятельность проводят физкультурные минутки, а перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут.

Публикации по теме:

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Кто во что одет?» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Кто во что одет?». Цель. Расширять представления детей о: одежде. Развивать творческие.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Наша группа» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Наша группа». Цель. Содействие возникновению у детей чувства радости от возвращения.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Наши игрушки» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Наши игрушки». Цель. Адаптация к пространству и предметному оснащению группы;.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осень наступила…» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осень наступила…». Цель. Расширение представлений детей об осени (сезонные изменения.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осеннее настроение» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осеннее настроение». Цели. Продолжить формирование представления о признаках.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осенние дары» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осенние дары». Цели: обобщить и расширить знания детей об овощах, фруктов через.

Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Зимушка – зима в гости к нам пришла». Цель. Расширение представлений о зиме (изменения.

Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе (19.12. — 23.12.) Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Елочка наряжается». Цель. Изготовление новогодних игрушек и.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 16:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щеплыгина (УИ 3377804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!
18 февраля 2025 вторник
Сдаем батарейки - спасаем ежиков!
Тема дня: рода войск Российской Армии
Кто пельменей не едал, тот и счастья не видал



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД