Наталья Кондратьева
Рабочая программа воспитателя «Моя малая Родина» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
За основу взята парциальная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Публикация «Рабочая программа воспитателя „Моя малая Родина“ в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Программа способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (ООД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс в МБДОУ строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
1.2. Актуальность Программы
Приобщение детей к традициям своего народа, культуре своего края осознаётся современным обществом как жизненно важная проблема. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, а дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура – это многовековой опыт искусства, материализованный в предметах искусства, труда и быта, это традиции, обряды, обычаи. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, её самобытность, уникальность, её социальные и духовные особенности. Однако, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создаётся критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующие поколения ценнейшего достояния народной культуры и окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечают его возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для её реализации. Общество без традиций так же невозможно, как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача – особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубоко познания богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Для дополнительной программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры были выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты, любознательности должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)
- Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Темы занятий Программы дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды. В Программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В Программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.
Программа реализуется на протяжении 4-х лет, начиная с младшей группы.
Занятия проходят 4 раза в месяц, во второй половине дня в течение учебного года. Календарные праздники проводятся в музыкальном зале и на территории детского сада.
Продолжительность занятий:
- в младшей группе – 15 минут;
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной группе – 30 минут.
1.3. Цель и задачи реализации ДОП
Цель: Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
Воспитательные :
- формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитывать коллективизм, усидчивость, аккуратность, ответственность.
Развивающие:
- расширять кругозор дошкольников;
- развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей;
- развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно-прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
- развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
- развивать двигательную активность детей.
Обучающие:
- знакомить детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни;
- знакомить с фольклорными произведениями, праздничными обрядами;
- создать у детей определённый запас русских народных песен, стихов, потешек, игр;
- знакомить с предметным миром русского народа.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Младший возраст Дошкольный возраст
Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки, с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра. Знает основные литературные понятия по фольклору, краткое содержание прочитанных литературных произведений, быт и традиции русского народа, песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их. Использует в игре предметы быта русского народа. Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область Содержание психолого-педагогической работы
Социально-коммуникативное развитие 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.
Познавательное развитие 1. Расширение представлений о жанрах устного народного творчества.
2. Воспитание нравственно-патриотических чувств.
3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Понимание исторической преемственности с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Знакомство детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.
Речевое развитие 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи; способствование развитию любознательности.
2. Пополнение и активизирование словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.
3. Развитие умения рассказывать русские народные сказки.
Художественно-эстетическое развитие 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
2. Понимание познавательного значения фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связей народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
3. Воспитание интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.
Физическое развитие 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества, интереса и любви к русским народным играм.
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Социально-коммуникативное развитие 1. Игровое упражнение
2. Индивидуальная игра
3. Совместная с воспитателем игра
4. Совместная со сверстниками игра
5. Восприятие художественной литературы
6. Беседа
7. Наблюдение
8. Рссматривание
9. Праздник
10. Поручение 1. Индивидуальная игра
2. Совместная с воспитателем игра
3. Совместная со сверстниками игра
4. Восприятие художественной литературы
5. Беседа
6. Наблюдение
7. Экскурсия
8. Проектная деятельность
9. Интегативная деятельность
10. Праздник
11. Рассматривание
12. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, презентаций
13. Экспериментирование
Познавательное развитие 1. Рассматривание
2. Наблюдение
3. Игра-экспериментирование
4. Исследовательская деятельность
5. Развивающая игра
6. Ситуативный разговор
7. Рассказ
8. Интегративная деятельность
9. Беседа
10. Проблемная ситуация 1. Создание коллекций
2. Проектная деятельность
3. Исследовательская деятельность
4. Экспериментирование
5. Развивающая ига
6. Наблюдение
7. Проблемная ситуация
8. Рассказ
9. Беседа
10. Интегративная деятельность
11. Экскурсия
12. Моделирование
13. Игры с правилами
Речевое развитие 1. Рассматривание
2. Игровая ситуация
3. Дидактическая игра
4. Ситуация общения
5. Беседа
6. Интеграивная деятельность
7. Хороводные игры с пением
8. Игра-драматизация
9. Восприятие художественной литературы
10. Рассказ
11. Игра 1. Восприятие художественной литературы
2. Рассказ
3. Игра
4. Рассматривание
5. Решение проблемных ситуаций
6. Проектная деятельность
7. Создание коллекций
8. Интегративная деятельность
9. Обсуждение
10. Инсценировка
11. Ситуативный разговор
12. Сочинение загадок
13. Проблемная ситуация
14. Использование различных видов театра
Художественно-эстетическое развитие 1. Рассматривание эстетически привлекательных предметов
2. Игра
3. Слушание, соответствующей возрасту, народной музыки
4. Экспериментирование со звуками и материалами (песок, глина)
5. Музыкально-дидактическая игра
6. Совметное пение
7. Разучивание музыкальных игр и танцев 1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам
2. Создание макетов, коллекций
3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов
5. Игра
6. Организация выставок
7. Слушание, соответствующей возрасту, народной музыки
8. Музыкально-дидактическая игра
9. Интегративная деятельность
10. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
11. Музыкальное упражнение
12. Танец
13. Творческое задание
14. Музыкальная сюжетная игра
Физическое развитие 1. Игровые беседы с элементами движений
2. Игра
3. Интегративная деятельность
4. Ситуативный разговор
5. Проблемная ситуация 1. Игра
2. Беседа
3. Рассказ
4. Рассматривание
5. Интегративная деятельность
6. Физкультурные досуги
7. Совместная деятельность взрослого и детей
8. Проектная деятельность
9. Проблемная ситуация
3. Организационный раздел
3.1. Тематическое планирование на год по возрастам
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь
№
п/п Тема Содержание Форма
проведения Вид деятельности
1 Во саду ли в огороде Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде?» Загадывание загадок об овощах и фруктах, разучивание песенки-потешки «Наш козёл» Занятие-игра Коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
2 «Чудесный мешочек» Повторение песенки-потешки «Наш козёл», дидактическая игра «Чудесный мешочек» Занятие-игра Коммуникативная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Коровушка и бычок» Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка Занятие-знакомство Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Бычок – чёрный бочок» Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой – «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» Восприятие художественной литературы Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
Октябрь
1 «Приглашаем в гости к нам» Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. Рисование картинок по выбору Занятие-игра Коммуникативная, игровая, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора
2 «Гуси-лебеди» Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари» Занятие-знакомство Восприятие худоественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная
3 «Сошью Маше сарафан» Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари». Изготовление бус из рябины для Маши. Занятие-знакомство Коммуникативная, познавательно-исследовательская. Восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Золотое веретено» Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» Занятие-знакомство» Восприятие художественной литературы и фольклора. Познавательно-исследовательская, музыкальная.
Ноябрь
1 «Волшебные спицы» Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том. Откуда берётся шерсть (овечья, козья) Занятие-беседа Коммуникативная, познавательно-исследоательская
2 «Лисичка со скалочкой» Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» Занятие-знакомство Восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, коммуникаивная
3 «Петушок – золотой гребешок» Упражнение в вежливом обращении к гостю, дидактическая игра «Похвали петушка», знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» Восприятие художественной литературы Коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Чудесный сундучок» Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных». Повторение потешек и попевок о домашних животных Занятие-игра Коммуникативная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
Декабрь
1 «Здравствуй, зимушка-зима» Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Занятие-беседа Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
2 «Зимовье зверей» Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Воспри
ятиехудоже
ственной литера
туры Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Одень зверей» Занятие аппликацией по готовым формам. Пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» Занятие- творче
ство Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Сею, сею посеваю,с Новым годом поздравляю» Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки. Занятие-знакомство Коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Январь
1 «Сундучок Деда Мороза» Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос» Занятие-беседа Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
2 «Лиса и козёл» Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл» Занятие-игра Коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Весёлые ложки» Знакомство с предметом обихода – деревянными ложками. Занятие-знакомство Коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Заюшкина избушка» Пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» Занятие-сказка Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Февраль
1 «Кто же в гости к нам пришёл?» Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки» Занятие-знакомство
Коммуникативная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная
2 «Русская балалайка» Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке Занятие-знакомство Познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Лисичка-сестричка» Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» Занятие-сказка Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» Знакомство с масленицей. Разучивание песенки «Блины» Занятие-развлечение Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
Март
1 «При солнышке - тепло, при матери – добро» Беседа о маме с использованием поговорок и пословиц. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. Занятие-беседа Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
2 «Крошечка-Хаврошечка» Знакомство со сказкой «Хаврошечка» Восприятие художественной литературы Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Весна. весна, поди сюда!» Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание закличек о весне. Занятие-беседа Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Пришла весна» Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна» Занятие – коллективное творческое дело Коммуникативная, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора
Апрель
1 «Шутку шутить – людей насмешить» Знакомство с потешным фольклором (дразнилки, скороговорки) Занятие-знакомство Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
2 «Небылица – небывальщина» Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Занятие - знакомство Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Русская свистулька» Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек их пластилина Занятие-беседа Коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная
4 «Чудесный сундучок» Раскрашивание шаблонов-свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку народный инструмент» Занятие-творчество Коммуникативная, изобразительная, игровая, музыкальная
Май
1 «Времена года» Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года Занятие-беседа Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
2 «Волшебная палочка» Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам Занятие-беседа Коммуникативная, познавательно-исследовательская,восприятие художественной литературы и фольклора
3 «Игра с колобком» Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» Занятие-сказка Коммуникативная, познавательно-исследовательская,восприятие художественной литературы и фольклора
4 «Прощание с избой» Прощание с Хозяйкой избы до осени. Русские народные игры Занятие-посиделки Коммуникативная, двигательная
4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формы работы Сроки Мероприятия
Анкетирование В течение года «Знаете ли вы обычаи и традиции своего народа?»
«Что вы хотите узнать о приобщении детей к истокам русской народной культуры, нравственно-патриотическом воспитании детей?»
Круглый стол ноябрь «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре»
Рекомендации родителям В течение года «Роль фольклора в жизни детей»
«Читайте детям сказки»
«Что детям рассказать о войне?»
«Рассказываем детям о России, своей малой Родине»
Проекты В течение года «Русские богатыри»
«Русская изба»
Наглядная информация В течение года Папки-передвижки
Информационные стенды
Праздники, развлечения В течение года «Посиделки», «День Победы», «Масленица», «Осенины»
5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Работа по данной программе будет более эффективной при создании в детском саду развивающей предметно-пространственной среды, которая включает в себя: центры: «Патриотическое воспитание», «Народно-прикладное искусства». Где размещены тематические картотеки, демонстрационный и раздаточный материал по всем возрастам (от 3 – 7 лет).
6. Список литературы
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-
е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2019. – 304с. : ил.
2. И. Б. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным
творчеством. Младшая и средняя группы,- 2-е изд. ,-СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-352с.
3. И. Б. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным
творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты
бесед. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-432с.
4. И. Б. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным
творчеством. Подготовительная группа. Перспективное планирование,
конспекты занятий, бесед. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС»,2018.-416с.
5.«Народное искусство – детям» под редакцией Т. С. Комаровой. ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 222с.
6 Федеральный государственный образовательный стандарт ДО