Тамара Добрынина
Рабочая программа воспитателя в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Турунтаевский детсккий сад «Росинка»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол №___
от «__» ___2021г. УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ ТДС «Росинка
Приказ № ___ от «__» ___
___Сумкина М. М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
подготовительной группы №08 «Капельки»
на 2021-2022 уч. Год
Публикация «Рабочая программа воспитателя в подготовительной группе» размещена в разделах
Воспитатель : Добрынина Т. Н.
с. Турунтаево
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы 4
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей 5
1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы 6
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 8
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы. Рабочая программа по кружковой деятельности «Смышленые блоки Дьенеша» в подготовительной группе 33
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик 47
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 50
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 52
3. Организационный раздел 57
3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы 57
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 57
3.3. Распорядок и режим дня 58
3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий 60
3.4.1. Примерное годовое тематическое планирование
3.4.2. Праздничный календарь и спортивный календарь
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 61
3.6. Программа воспитания в подготовительной группе «Капельки» 61
4. Дополнительный раздел 64
Краткая презентация Программы 64
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Турунтаевский детский сад «Росинка» по основным нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию :
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13); от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
Цель реализации Рабочей программы : создание условий для развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам продуктивной деятельности.
Задачи реализации Программы :
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формировать образовательные программы различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- развивать у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- это обеспечение условий для полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;
- а так же индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- регулярное содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-постоянная поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- непрерывное партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и российского государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей ;
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
При формировании Программы учтены следующие подходы:
- культурно-исторический подход к развитию психики человека, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения, наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «. процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Календарно-тематическое планирование работы в подготовительной группе "Капельки" в МДОУ ТДС "Росинка" на 2021-22 уч. год
№ п/п Тема Развернутое содержание работы Праздники
сентябрь
1 01.09-03.09 День знаний 1 сентября – День знаний
2 13.09-17.09 Откуда хлеб пришел? Познакомить детей с тем, как выращивают хлеб. Донести до сознания детей, что хлеб – итог большой и трудной работы многих людей. Знакомить с профессией пекарь
3 20.09-24.09 Лесные богатства Бурятии
(грибы, ягоды). Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут на деревьях, а овощи на огороде. Дать понятие, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Воспитывать благодарное чувство к родной природе.
4 27.09-30.09 Профессии в Турунтаевском детском саду "Росинка" 27 сентября-день воспитателя.
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.
Тема Развернутое содержание работы Итоговые мероприятия
День знаний
(4-я неделя августа — 1-я неделя сентября) Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д.
Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности. Праздник «День знаний». Рассказать детям о работающих двух общеобразовательных школах в нашем селе (ТСОШ №1, ТРГ).
Осень
(2-я–4-я недели сентября) Расширение знаний детей об осени.
Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями.
Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе.
Закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев в году.
Воспитание бережного отношения к природе (ОЭЗ "Байкальская гавань", располагается на 5 участках "Турка", "Пески", "Горячинск", "Бухта Безымянная", гора "Бычья", рядом с озером Байкал).
Расширение представлений об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического,
изобразительного, музыкального). Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. Расширение знаний о творческих профессиях. Праздник «Осень».
Выставка детского творчества.
Моё село- Турунтаево, моя стран - Россия, моя планета - Земля
(1-я–2-я недели октября) Расширение представлений детей о родном Прибайкальском крае, о селе Турунтаево.
Продолжение знакомства с достопримечательностями нашего региона (озеро Байкал, Сретенская церковь, Батуринский женский монастырь, Троицкий мужской монастырь, курорт Горячинск, город Улан-Удэ, курорт Аршан и др., в котором живут дети.
Воспитание любви к «малой Родине» - Моё Прибайкалье, гордости за достижения своей страны.
Рассказы детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. В нашем регионе дружно проживают разные народности: русские, буряты, монголы, татары, украинцы, армяне и многие другие. Выставка детского творчества.