Ольга Резникова
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные краски» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«Волшебные краски»,
4* класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании :
1. Федерального закона об образовании РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности „Волшебные краски“ в 4 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Устава муниципального автономного образовательного учреждения «Яхромская общеобразовательная школ-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (новая редакция от 22.03.2019, утверждена Приложением к Постановлению Главы Дмитровского городского округа МО № 514-П, принята общим собранием трудового коллектива от 28.12.2018 протокол № 3).
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. Учебного плана МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».
7. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
8. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».
9. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ.
10. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности творческого направления «Волшебные краски» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе разработок В. Л. Стрелкиной «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» и М. С. Вальдес Одрисолла «Арттерапия в работе с детьми».
Актуальность программы
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова
В системе коррекционно-образовательной работы с детьми ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание.
Назначение программы - развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования - помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности : трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.
В процессе художественного творчества у ребенка развиваются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.
Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Иногда, не зная технических приемов, дети сами пытаются найти их. Чаще это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает изображаемый предмет, не позволяет видеть появляющиеся линии, происходящие в работе изменения. В результате форма предмета искажается, вызывая огорчение маленького художника. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное. В программах по изобразительному искусству предусматриваются традиционные художественные техники.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Таким образом, данная проблема: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями, как средство развития технических умений и навыков, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.
Режим проведения
Занятия рассчитаны на обучающихся 4* класса. Занятия проводятся во внеурочное время, длительностью 60 мин (2раза в неделю). Всего в год 67 часов.
Объект программы
Данная образовательная программа рассчитана на детей от 10 до 11 лет и предполагает 1 год реализации. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза детей.
Цели и задачи
Цель: помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
Задачи:
- Развитие у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Содержание программы
Содержание программы «Волшебные краски» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
• занятия в свободное время;
• обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Количество часов по разделам:
Раздел 1. Рисование в технике восковые мелки и акварель (7ч)
Раздел 2. Рисование при помощи пластиковой вилки (3ч)
Раздел 3. Рисование по мокрому листу (10ч)
Раздел 4. Рисование ладошкой, пальчиками (2ч)
Раздел 5. Рисование мыльными пузырями (2ч)
Раздел 6. Рисование ниточкой (2ч)
Раздел 7. Рисование с использованием клея ПВА, соли, манной крупы (4ч)
Раздел 8. Рисование тычком (ватная палочка, жесткая кисть (6ч)
Раздел 9. Рисование в технике монотипия (5 ч) Раздел 13. Рисование в технике оттиска, отпечатка, штампа (листьями, мятой бумагой, пакетом, губкой, штампом из картофеля, пробкой) (17ч)
Раздел 10. Рисование в технике пуантилизм (3ч) Раздел 12. Рисование в технике кляксографии, раздувании краски (5ч)
Раздел 11. Рисование с использованием трафарета и пленки (1ч)
Раздел 12. Рисование в технике кляксографии, раздувании краски (5ч) Раздел 13. Рисование в технике оттиска, отпечатка, штампа (листьями, мятой бумагой, пакетом, губкой, штампом из картофеля, пробкой) (17ч)
Всего 67 часов.
Методика используемых нетрадиционных техник рисования программы «Волшебные краски»
«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок.
«Рисование методом тычка» - (ватной палочкой) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватная палочка) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце.
«Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Техника «Пуантилизм». Рисование маленькими мазками на белой бумаге с просветами.
«Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
Ниткография -возьмите одну или несколько ниток, подойдет как тонкая нить для шитья, так и пряжа для вязания, мулине, просто получатся разные эффекты. Пропитываем нитку краской, укладываем её на лист бумаги, а сверху прижимаем вторым листом. Или просто сгибаем бумагу пополам, как открытку. При отпечатывании нужно немного потянуть за нитку, чтобы она оставила размазанный след.
Рисование солью -очень красивые рисунки получаются при рисовании акварелью по кристалликам соли. Нарисуйте карандашом или распечатайте шаблон рисунка, например, бабочку. Предложите ребенку с помощью кисточки нанести по контуру жидкий клей ПВА. Затем быстро, пока клей не высох, вместе густо посыпьте рисунок солью, лучше не мелкой, а обычной, с крупными кристаллами. Когда клей подсохнет, предложите ребенку раскрасить рисунок акварелью. Каждая капля краски растекается по кристалликам соли, смешивается с другим оттенком, образуя плавный переход.
Рисование восковыми мелками и акварелью — это смешанная техника живописи акварелью и воском. Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладется акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка. Хороша в этой технике подручность используемых материалов: восковые мелки можно взять из детского набора, а порой даже использовать свечной воск; акварель также можно взять самую простую.
Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию
Наблюдение - цель изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.
Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.
Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.
Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.
Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку.
Принципы работы с детьми :
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям;
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Тематическое планирование
на 2022- 2023 учебный год).
№
п/п Тема урока Количество часов
Раздел 1. Рисование в технике восковые мелки и акварель (7ч)
1 Салют в День города 1
2 Во поле березка стояла 1
3 Золотая рыбка 1
4 Еловая ветка 1
5 Снежные узоры 1
6 Осьминожки 1
7 Лето-лето 1
Раздел 2. Рисование при помощи пластиковой вилки (3ч)
8 Веселый страус 1
9 Пришла весна, медведь проснулся 1
10 Одуванчики 1
Раздел 3. Рисование по мокрому листу (10ч)
11 Лягушка-путешественница 1
12 Подводное царство 1
13 Открытка для мамы 1
14 Елочки-подружки 1
15 Цыплята 2
16 Какого цвета весна? 2
17 Уж верба вся пушистая! 2
Раздел 4. Рисование ладошкой, пальчиками (2ч)
18 Под грибом 1
19 Царевна-лебедь 1
Раздел 5. Рисование мыльными пузырями (2ч)
20 Как зимуют рыбки? 1
21 Волшебные цветы 1
Раздел 6. Рисование ниточкой (2ч)
22 Необычайные узоры 1
23 Букет для мамы 1
Раздел 7. Рисование с использованием клея ПВА, соли, манной крупы (4ч)
24 Аленький цветочек 1
25 Снежинки 1
26 Дед Мороз 1
27 Рисунки Зимушки-зимы 1
Раздел 8. Рисование тычком (ватная палочка, жесткая кисть (6ч)
28 Ветка рябины 1
29 Белые зайцы на белом снегу 1
30 Совушка-сова 1
31 Цветущее дерево 1
32 Путешествие в зоопарк 1
33 Салют в честь 9 мая 1
Раздел 9. Рисование в технике монотипия (5 ч)
34 Осень на реке 1
35 Снеговик 1
36 Елочные игрушки 1
37 Весенние деревья смотрятся в речку 1
37 Бабочки-красавицы 1
Раздел 10. Рисование в технике пуантилизм (3ч)
38 Попугайчики 1
39 Радуга 1
40 Морской конек 1
Раздел 11. Рисование с использованием трафарета и пленки (1ч)
41 Белый мишка и северное сияние 1
Раздел 12. Рисование в технике кляксографии, раздувании краски (5ч)
42 Веселые кляксы 1
43 Осенние мотивы 1
44 Осенние астры 1
45 Ежик Пых 1
46 Веселый клоун 1
Раздел 13. Рисование в технике оттиска, отпечатка, штампа (листьями, мятой бумагой, пакетом, губкой, штампом из картофеля, пробкой) (17ч)
47 Осень в красках 1
48 Вкусный яблочный компот 1
49 Вальс осенних листьев 1
50 Грибы-грибочки 1
51 Пожар в лесу 1
52 Колючая сказка 1
53 Нарядим елочку 1
54 Зимний лес 1
55 У жирафа пятна, пятнышки везде 1
56 Зимняя сказка 1
57 Рубашка для папы 1
58 Нарциссы для мамы 1
59 Подснежники 1
60 Загадочный космос 1
61 Пасхальные яички 1
62 Сирень распустилась 1
63 Муравьишка 1
67 часов
Материально техническое обеспечение программы
-ТСО (звуковые колонки, компьютер, проектор, интерактивная доска)
-столы ученические
-стулья
-натурный фонд (предметы быта)
-краски (акварель, гуашь, тушь)
-кисти (белка, щетина)
-графические материалы (карандаши, фломастеры)
-бумага белая для рисования
-ватманы
-картон
-баночки для воды.
-тряпочки, палитры
-ёмкость для мытья рук
-шкафы для хранения работ
Дидактический материал: репродукции картин; образцы работ; методическая литература; детские книги, раскраски; карточки с различными логическими заданиями.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекциионной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. /Л. С. Выготский. -
М. : Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.
3. Веретко, Е. Н. Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта / Веретко Е. Н. // Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 120-123.
4. Разумова, Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии / Разумова Г. В. // Коррекционная педагогика. - 2006. -