Калачева Юлия
Рабочая программа внеурочной деятельности по кинезиологии «Гимнастика мозга» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 «Пеликан»»
Согласовано
Заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ
№ 3 «Пеликан»
___
«» «» 2022 год
Рабочая программа внеурочного кружка.
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности по кинезиологии „Гимнастика мозга“ в 1 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нейропсихологические игры и занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа “ Гимнастика мозга " составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности.
Направление программы : образовательная кинезиология
Название программы : “Гимнастика мозга "
Программа рассчитана на 1 ч в неделю, всего 13 часов
Возраст обучающегося: 1 класс
Составитель: учитель начальных классов : Калачева Ю. А.
г. Бердск
2022 г
Пояснительная записка.
Сегодня в России особо остро стоит проблема ухудшения состояния здоровья детей и молодежи. Поэтому одной из актуальных задач системы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья, здорового образа жизни. Этим определяется выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Образовательная кинезиология - это современное интегративное направление оздоровления и восстановления ресурсов ребёнка, расширение его учебных возможностей за счет развития синхронной деятельности полушарий головного мозга. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», писал Мишель де Монтень. Современная образовательная технология «гимнастика мозга» создана для повышения учебных возможностей ребёнка, на основе выполнения специальных движений. Образовательная кинезиология широко применяется за рубежом и у нас в стране.
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза», а также кинезиологические упражнения, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий, а также телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психотехники, упражнения разработанные П. Деннисонм, К. Ханнафорд, А. Л. Сиротюк и др.
Практическая значимость образовательной кинезиологии проявлена
1. В формировании позитивной самооценки и уверенности в различных ситуациях
2. В формировании коммуникативных навыков, эмоциональной стабильности
3. Помогает детям преодолеть сложности в обучение такие как: неусидчивость, трудности в чтении, письме, счете, а также проблемы с поведением и взаимоотношениями с учителями и сверстниками
Цель образовательной кинезиологии : развитие мыслительной деятельности, повышение успеваемости, оздоровление благодаря развитию межполушарного взаимодействия головного мозга, гармонизация личности, творческая реализация.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики
2. Развитие памяти, внимания, речи, мышления
3. Повышение уровня адаптивности ребёнка
4. Развитие навыков саморегуляции, ответственности
5. Развитие позитивного мировосприятия
6. Оздоровление
Развивающая программа состоит из 13 занятий. При одном занятии в неделю цикл рассчитан на 3 месяцев. Время занятия 40 минут.
Форма занятия:
1 Индивидуальные занятия (ребёнок) Возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе.
Рекомендуемый возраст от 6 до 10 лет, по желанию без ограничений
Методы: телесные, дыхательные, пальчиковые, арт-терапевтические с музыкальным сопровождением.
Преобладающие формы деятельности : телесные движения
Особенности и преимущества кинезиологии : уникальность, экологичность,
универсальность, индивидуальный подход.
Программа реализуется в течение учебного года (март- май, в 3 этапа:
1. Диагностический этап (определение показателей межполушарного взаимодействия)
2. Занятия с ребенком
3. Этап подведения итогов и рекомендаций
Структура программы состоит из трё х модулей:
1. Диагностическая.
2. Ознакомление с комплексами кинезиологических упражнений и наработка навыков и выполнения.
3. Развитие базовых учебных навыков на основе выполнения комплексов кинезиологических упражнений.
Структура занятия:
• приветствие 2минуты
• растяжка - 5/6 минут;
• дыхательные упражнения - 4/5 минут;
• глазодвигательные упражнения - 4/5 минут;
• телесные упражнения - 10 минут;
• упражнения для развития мелкой моторики рук - 5 минут;
• упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы - 5 минут.
• рефлексия - 5минут
•
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня осознанности своих движений
• развитие координации движений, мелкой моторики
• развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи, мышления
• снижение последствий стрессов, повышение ресурсов организм
Технические средства: кабинет, коврики
Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.
Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т. е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.
Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.
В качестве дополнительных упражнений используются дыхательные и пальчиковые упражнения.
Календарно- тематическое планирование
Модуль 1.
Диагностический.
(3 часа) Модуль 2.
Ознакомление с комплексами кинезиологических упражнений и наработка навыков и выполнения.
(4 часов) Модуль 3.
Развитие базовых учебных
навыков на основе выполнения
комплексов кинезиологических
упражнений.
(6 часов)
Темы Темы Темы дата
1. Входная диагностика. 1ч 1. Ознакомление с техникой дыхания. 1ч 1. Развитие навыков невербального
общения. 1ч
2. Промежуточная диагностика. 1ч 2. Найти и определить свой ТЕМП (энергия, мысль, тонус, позитив). 1ч 2. «Гимнастика мозга» в работе и в игре.
1ч
3. Развитие навыков самосознания.
1ч.
3. Итоговая диагностика 1ч. 3. Ознакомление с осевыми движениями 1ч 4. Развитие базовых навыков чтения.
1 ч
5. Развитие базовых навыков мышления
. 1ч
Примечание.
Определение показателей
межполушанрго
взаимодействия.
4. Ознакомление с энергетическими упражн. 1ч 6. Развитие базовых навыков письма.
1ч
Примечание. Развитие базовых
учебных навыков на основе
кинезиологических упражнений.
Примечание. Наработка навыков выполнения кинезиологических упражнений.
4. С