Саяна Осорова
Рабочая программа в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях…. 11
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…. 4
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…. 49
2.1.5. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Публикация «Рабочая программа в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Физическая культура:
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить отталкиваясь одной ногой (правой и левой).
Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
Привлекать к посильному участию в подготовке к физкультурным праздникам. Во время праздников – к активному участию в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях. Побуждать демонстрировать свои достижения в овладении различными видами движений, проявлению ловкости, выносливости, смелости, находчивости; к сопереживанию по поводу неудач своих товарищей. Поощрять проявление радости по поводу достижений товарищей, дружеских взаимоотношений, воспитывать заботливость по отношению к малышам. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры:
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, применяя накопленные умения и навыки; играть организованно, четко выполнять правила, проявляя инициативу и творчество. Приучать играть в естественных условиях, используя особенности природного окружения в разные сезоны года. Побуждать соревноваться в скорости, ловкости, выносливости, проявляя чувства товарищества и взаимопомощи.
Физкультурно-оздоровительная работа :
Воспитывать интерес к выполнению утренней гимнастики (8-10мин.) Приучать, последовательно выполнять упражнения; Занимать соответствующие исходные положения, упражнения для рук и ног, туловища с большой амплитудой, в заданном темпе; Согласовывать активный выдох с определенными фазами движений.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.
Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – образовательная: развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми определенными действиями.
Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других образовательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других образовательных задач являются «косвенными».
Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть:
свободная игра детей
ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими)
По видам детской активности:
Виды детской активности Формы и средства реализации Программы
Двигательная
утренняя и бодрящая гимнастика
физкультминутки
динамические паузы
игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.)
игры и упражнения под музыку
подвижные дидактические игры
подвижные игры с правилами
игры с элементами спорта
соревнования (эстафеты)
досуги
сюжетные, игровые, тематические, комплексные, тренировочные, контрольно-диагностические («занятия») формы непосредственно образовательной деятельности.
Игровая
дидактические игры
интеллектуально развивающие
дидактические с элементами движения
сюжетно-ролевые
подвижные
игры с элементами спорта
народные игры
музыкальные
хороводные
театрализованные
режиссерские
игры-драматизации
игра-фантазия
строительно-конструктивные
игры на развитие коммуникации и др.
Продуктивная
рисование
лепка
аппликация
художественный труд
проектная деятельность
творческие задания
изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)
создание макетов, коллекций и их оформление и др.
Коммуникативная
Моделирование ситуаций
беседы (диалоги)
рассказ с дальнейшим обсуждением
разучивание стихов, потешек и др.
чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)
ситуативный разговор
Тренинги
интервьюирование
рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок и др.)
сочинение и отгадывание загадок
проектная деятельность
коммуникативные игры
свободное общение по теме
игры с речевым сопровождением
игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)
инсценирование и драматизация и др.
правила компромиссного общения и взаимодействия
Трудовая
ручной труд
дежурство
поручение
задание
совместная трудовая деятельность и др.
Познавательно - исследовательская
игровое моделирование ситуаций
наблюдения с обсуждением
рассказ с дальнейшим обсуждением
экскурсии с дальнейшим обсуждением
рассматривание с дальнейшим обсуждением
решение проблемных ситуаций
экспериментирование
коллекционирование
моделирование
конструирование
проектная деятельность
игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.) и др.
информационно-компьютерные средства
логические рассуждения
актуализация опыта детей
выявление причинно-следственных связей
обследование предметов
Музыкально - художественная
слушание с дальнейшим обсуждением
исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах)
инсценирование и драматизация
музыкально-ритмические упражнения
экспериментирование со звуками
подвижные игры с музыкальным сопровождением
музыкально-дидактические игры
беседы и др.
досуги
Чтение художественной литературы
чтение с обсуждением
рассказ
беседа
ситуативный разговор
викторины по прочитанным произведениям
рассматривание иллюстраций и др.
инсценирование и драматизация
разучивание
чтение с последующими играми (театрализованная, игра-фантазия, сюжетно-ролевая, режиссерская и др.) и др.
Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как образовательная и вносить свой вклад в развитие ребенка.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми
Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
В МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» д/ с применяются следующие виды культурных практик:
Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)
Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)
Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)
Музыкально-театральные гостиные
Детский досуг
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.