Елена Клюева
Рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТ
на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад №8»
протокол №___ от ___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад №8»
___ Н. В. Трошина
приказ №___ от «___»___ г.
Рабочая программа
учителя - дефектолога
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель:
Учитель-дефектолог Клюева Е. С.
2020 г. г.
Содержание
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Цель, задачи и принципы рабочей программы…4
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
1.3. Особенности воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР). 10
1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР…. …12
II. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание коррекционно – развивающей работы учителя – дефектолога в компенсирующей группе с ЗПР….17
2.2. Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей
направленности с ЗПР…. 18
2.3. Перспективное тематическое планирование в старшей группе
компенсирующей направленности с ЗПР….20
2.4. Организация и формы работы учителя – дефектолога….21
2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов…. 21
2.6. Взаимодействие детского сада с семьёй…. 22
2.7. Самообразование учителя – дефектолога…. 22
III. Организационный раздел программы
3.1. Модель организации коррекционно – развивающей работы…. 23
3.2. Материально – технические условия…. 22
3.3. Организация режима пребывая детей в ДОУ…. 26
3.4. Организация образовательной деятельности детей …27
3.5. Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога….28
Список используемой литературы…. 29
I. Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на: повышение уровня психического развития дошкольника: интеллектуального, эмоционального, социального и оказание помощи детям этой категории в освоении необходимых знаний, умений и навыков и способов учебной работы.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ДОУ.
Программа составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Декларацией прав ребенка;
Образовательной Программой МБДОУ «Детский сад №8»;
Адаптированная образовательная программа МБДОУ
«Детский сад №8»;
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 8», потребностей и возможностей воспитанников.
Адресат программы : старшие дошкольники с ЗПР 5-6 лет.
Основной базой рабочей программы являются :
-В настоящее время в ДОУ реализуется образовательная программа в основе, которой лежит примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Т. Шевченко.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.2. Цели, задачи и принципы рабочей программы
Цель: проектирование и реализация модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта;
В ДОО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
Диагностический блок задач направлен:
- на системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- на систематическую регистрацию результатов обследования всеми специалистами в Карте индивидуального учета результатов освоения обучающегося Адаптированной основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №8», позволяющую проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающую определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему коррекционному воспитанию и обучению;
- на интеграцию полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия.
Воспитательный блок задач направлен:
- на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи;
- на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника.
Коррекционный блок задач направлен:
- на сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- на формирование способов усвоения детьми с ЗПР социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
- на преодоление и предупреждение у воспитанников с ЗПР вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
- на использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.
Образовательный блок задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы.
Принципы:
1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности дошкольного образования детей с ЗПР является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.
3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Реализация этого принципа предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную.
4. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (учитель - логопед, учитель-дефектолог) регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный на конкретного ребенка.
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обучение детей с ЗПР предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике.
6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
7. Принцип динамического развития образовательной модели. Модель образовательного пространства может изменяться в соответствии с необходимостью коррекции особых потребностей детей с ЗПР, подключения к сопровождению требуемых специалистов, актуальных развивающих методов и средств.
В результате использования единой темы на занятиях учителем - дефектологом, воспитателем, учителем - логопедом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.3. Особенности воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР)
Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
Особенности познавательного развития:
• В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
• В нерациональности регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствие потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
• В длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
• В нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.
Особенности речевого развития.
У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.
Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Отмечаются дефекты смешения звуков и замен или смешения и искаженное произношение звуков.
Особенности социально-коммуникативного развития. У детей с ЗПР наблюдается отсутствие активности к социальным явлениям. Они пассивны в отношениях к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. У них отсутствует активность в отношении явлений окружающего мира.
1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми
старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР.
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ Достижения обучающегося
1 может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут
2 показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик, некоторые детали конструктора
3 путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине
4 путем практических действий и на основе зрительного соотнесения выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» ,«самый маленький»
5 выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту
6 на основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине
7 идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона
8 называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
9 усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира
10 различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»,
11 устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы
12 учится считать до 5 (на основе наглядности, называет итоговое число, осваивает порядковый счет
13 ориентируется в телесном пространстве
14 называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»
15 понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над
16 определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер
Образовательная область «Речевое развитие»
№ Достижения обучающегося
Развитие речи
1 различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы
2 понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов
3 понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы)
4 проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы
5 называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок
6 отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах
7 отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами
8 речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность
9 повторяет двустишья и простые потешки
10 произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ Достижения обучающегося
1 ребенок адаптируется в условиях группы
2 взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности
3 стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого
4 эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми
5 сам вступает в общение, использует вербальные средства
6 в игре соблюдает элементарные правила
7 осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры
8 выполняет ролевые действия, носящие условный характер
9 участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий
10 способен к созданию элементарного замысла игры
11 активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый
12 замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого
13 выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека
14 осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы
15 стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого
16 использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого
II. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание коррекционно – развивающей работы
учителя – дефектолога
в старшей компенсирующей группе для детей с ЗПР
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками ЗПР, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Тема, цель, содержание, методических занятий определяется в соответствии с программой С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Формы организации: организационная образовательная деятельность: подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия ориентированы на осуществление коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития (познавательной, речевой деятельности).
Учитель - дефектолог проводит групповые занятия по развитию познавательной деятельности: 1 занятия - ознакомление с окружающим миром и развитие речи, 2 занятия – развитие элементарных математических представлений. Продолжительность занятий – 25 минут, с перерывом между занятиями 10 минут.
Индивидуальные занятия проводятся в первой и второй половине дня. Они направлены на осуществление коррекции недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. В зависимости от особенностей детей количество индивидуальных занятий в основном составляет 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут.
В начале учебного года отводится для обследования детей, специальное время (первые 1- 2 неделя сентября)
Результативность коррекционно-образовательной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 3 раза в год с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.
Сроки проведения мониторинговых исследований:
1-я половина (1 - 2 неделя) сентября
2-я половина (3-4 неделя) декабря
2-я половина (3 – 4 неделя) мая.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в группе для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, формирования позитивных качеств личности каждого ребенка.
2.2. Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР
Месяц Неделя Дефектолог
Сентябрь 1- я Обследование детей заполнение
диагностических карт
2- я
3-я «Начало осени»
«Цветы осенью»
4-я
«Деревья и кустарники осенью»
Октябрь 1-я «Грибы»
«Середина осени»
2-я «Овощи»
3-я «Овощи», «Фрукты»
4-я «Фрукты», «Ягоды»
Ноябрь 1-я «Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды»
2-я «Домашние животные»
3-я «Дикие животные»
4-я
«Дикие и домашние животные»
«Закрепление знаний об осени»
5-я «Домашние птицы»
Декабрь 1-я «Начало зимы»
2-я «Семья»
3-я «Игрушки»
4-я «Новый год»
Январь 1-я -
2-я «Январь – второй месяц зимы»
3-я «Зимующие птицы»
4-я «Зимние забавы детей»
5-я «Одежда»
Февраль 1-я «Февраль – последний месяц зимы»
2-я «Головные уборы»
3-я «23 февраля – День защитника Отечества»
«Обувь»
4-я
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Закрепление знаний о зиме»
Март 1-я «Март – первый весенний месяц»
«8 марта – Международный женский день»
2-я «Чайная посуда»
«Столовая и кухонная посуда»
3-я «Мебель»
4-я
«Возвращение перелётных птиц»
Апрель 1-я «Весна. Характерные признаки»
2-я «Мой дом»
«Наш детский сад»
3-я «Наземный транспорт»
«Водный транспорт»
4-я
«Воздушный транспорт»
«Комнатные растения»
5-я «Май – последний месяц весны»
«Как выращивают хлеб?»
Май 1-я «9 мая – День победы»
2-я «Насекомые»
«Закрепление знаний о весне»
3-я
4-я Обследование детей заполнение
диагностических карт
2.3. Перспективное тематическое планирование в старшей группе
компенсирующей направленности с ЗПР.
Перспективное тематическое планирование в старшей группе
компенсирующей направленности с ЗПР планируется, согласно программе С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Отражено в документе «Перспективное тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР»
2.4. Организация и формы работы учителя-дефектолога в группе.
Основной формой работы является :
Подгрупповая деятельность (продолжительностью 25 минут)
Индивидуальная деятельность (продолжительностью 15-20 минут)
Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.
Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.
2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов.
В группе проводится мониторинг уровня развития детей. Мониторинг предполагает в начале учебного года (1-2 неделя сентября).
В конце года (3-4 неделя мая) проводится мониторинг усвоения программы ребёнком. Диагностический инструментарий создан на основе: КИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ. Разработчик Наталья Микляева.
«Индивидуальный образовательный маршрут (программа)»
2.6. Взаимодействие детского сада с семьёй
Взаимодействие детского сада с семьёй отраженно в перспективном плане работы с родителями на 2020 – 2021 учебный год.
2.7. Самообразование учителя – дефектолога
(на 2020 – 2021 учебный год)
Самообразование учителя – дефектолога на 2020 – 2021 учебный год
на тему, согласно плану:
«Особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития»