Татьяна Хохрикова
Рабочая программа театральной деятельности «Скомарошки»
Рабочая программа театральной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.) .
Публикация «Рабочая программа театральной деятельности „Скомарошки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.
Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Программа составлена с учетом реализации связей по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье».
Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область – социализация.
«Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.
«Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
«Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр.
«Социализация» использование дидактических игр.
«Труд» участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества.
«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии.
«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Цель программы – средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей.
Задачи программы.
1. Для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельность, создать все необходимые условия.
2. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
3. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.
5. Учить детей имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
6. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).
7. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
8. Развитие желания выступать перед родителями.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
• игра
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ и рассказ детей
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
Ожидаемые результаты
1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
2. Умение подражать образу героев
3. Обладать умением работать в коллективе
Взаимодействие с родителями
1. Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
2 Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет»
3. Анкетирование «Как вы развиваете речь ребенка?»
4. Консультация «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка»
5. Фотоальбом «Дети и театр»
6. Изготовление атрибутов для инсценировки
Календарно-тематический план
месяц задачи решение
Сентябрь 1-2неделя Диагностика Выявить уровень знаний и способностей детей.
3-4 неделя
«Что такое театр?» формировать представления детей о театре (артисты — волшебники театра, куклы — маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей Рассказ, показ иллюстраций
Показ кукол
Игры с куклами.
Октябрь 1неделя Знакомство с персонажами сказки «Колобок» Уточнить представление детей о зайце, волке, лисе. Учить изображать эти персонажи рассматривание игрушек, беседа о животных их повадках. Под игра «Лиса и зайцы»
2 неделя Знакомство с колобком Познакомить с игрушкой, вызвать эмоционально положительные отношения к колобку. Обратить внимание на внешний вид колобка. Показ картинки колобка Рисование «Колобок»
Песенка колобка
3неделя Знакомство с сказкой «Колобок» Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки. Обратить внимание как разные звери общаются с колобком. В эмоциональной форме повторить текст диалогов. Чтение сказки
Беседа по сказки, имитационные движения героев сказки и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».
4неделя Драматизация сказки «Колобок» Побуждать детей к драматизации, самостоятельно действовать в роли следить за действием партнера. Рассказывание сказки
Ноябрь 2-3 неделя
Кукольный театр Знакомить детей с приемами управления настольными куклами. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке.
4неделя Показ сказки «Курочка ряба» Развивать инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами. Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в кукольном театре.
Декабрь 1неделя Знакомство с персонажами сказки «Под грибком» Познакомить с персонажами сказки уточнить представление об этих животных) продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектакля Показ иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию.
2неделя репетиция сказки «Под грибком» Развивать связную речь детей Репетиция диалогов. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
«Измени голос»
Рассказывание сказки месте с детьми Аппликация «Грибок»
3неделя Репетиция сказки «Под грибком» Формировать умение мимикой, жестами передавать
основные эмоции, умение сочетать движения со звуками; воспитывать чувство партнёрства, проявлять свои творческие способности
«Угадай чей голосок»
4 неделя
Драматизация сказки «Под грибком»
Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать
Январь 3 неделя Игра – драматизация «Курочка Ряба»
4 неделя Игра – драматизация «Колобок»
Февраль 1-2неделя Знакомство с персонажами сказки «Репка» Чтение сказки
Беседа по сказки, имитационные движения героев сказки и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;
3-4неделя Репетиция сказки «Репка»
Март 1 неделя
Знакомство с персонажами сказки «Теремок» Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей. Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.
Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка сказки, муз. сопровождение, П/и «Догонялки с Мишкой»
Д\и «Кто так кричит»
2-3 неделя Репетиция сказки «Теремок» Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.
Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности. Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций игры на звукоподражания.
Д\и «Чей голосок?»
4 неделя
Драматизация сказки
Апрель 1неделя Знакомство с персонажами сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Познакомить с персонажами сказки. Вызвать эмоционально положительное отношение к ним. Уточнить представление об этих животных. Воспитывать любовь к животным. Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?».
Показ картинок животных. Игра «Кошка и котята». Песня «Киска,киска брысь»
2-3неделя Репетиция сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Учить говорить и действовать от имени персонажа. Развивать интонационную выразительность голоса Показ как ходит, прыгает, лает, мяукает, проигрывание эпизодов «котенок встречает петуха» и т. д
4неделя Драматизация сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»
Май 1неделя «Ладушки, ладушки» развивать память; воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.
2-3 неделя Разучивание потешки «Вышел козлик погулять» Игра-импровизация «Выйдем в сад» Формировать умение двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. Побуждать детей к звукоподражанию. Расширять знания о приметах весны.
4 неделя Побуждать детей проговаривать текст, сопровождая его мимикой, жестами, движениями
Учебно-тематический план
месяц неделя тема часы
Сентябрь 1 Диагностика 2
2 Диагностика 2
3 «Что такое театр?» 2
4 «Что такое театр?» 2
октябрь 1 Знакомство с персонажами сказки «Колобок» 2
2 Знакомство с колобком 2
3 Знакомство с сказкой «Колобок» 2
4 Драматизация сказки «Колобок» 2
ноябрь 1 Кукольный театр 2
2 Кукольный театр 2
3 Кукольный театр 2
4 Показ сказки «Курочка ряба» 2
декабрь 1 Знакомство
с персонажами сказки «Под грибком» 2
2 Репетиция сказки «Под грибком» 2
3 Репетиция сказки «Под грибком» 2
4 Драматизация сказки «Под грибком» 2
январь
2 Игра – драматизация «Курочка Ряба» 2
3 Игра – драматизация «Колобок» 2
февраль 1 Знакомство с персонажами сказки «Репка» 2
2 Репетиция сказки «Репка» 2
3 Репетиция сказки «Репка» 2
4 Драматизация сказки 2
март 1 Знакомство с персонажами сказки «Теремок» 2
2 Репетиция сказки «Теремок» 2
3 Репетиция сказки «Теремок» 2
4 Драматизация сказки 2
апрель 1 Знакомство
с персонажами сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» 2
2 Репетиция сказки 2
3 Репетиция сказки 2
4 Драматизация сказки 2
Май 1 Фольклор 2
2 Фольклор 2
3 Фольклор 2
4 Фольклор 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
2. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
3. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 2002 г.
4. И. В. Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
5. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.