Злобина Анна Сергеевна
Рабочая программа ФГОС дов старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1.2 Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы
ФГОС ДО определяет в общем виде целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Показатели развития детей в соответствии с возрастом.
Старший дошкольный возраст (5—6 лет).
Образовательные области и направления Показатели развития ребёнка.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Публикация «Рабочая программа ФГОС ДОв старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и
правилами поведения в социуме. Самопознание
• Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи и свою социальную роль в них (тётя, дядя, внук, внучка, прабабушка).
• Оценивает, сравнивает свои поступки и поступки сверстников, выделяет особенности другого человека и самого себя.
• Понимает последствия своего поступка, его влияние на эмоциональное состояние других людей.
• Управляет своими чувствами (сдерживать слёзы, огорчение, гнев).
• Умеет дружить, оказывать помощь, делиться игрушками.
• Использует в речи вежливые выражения.
• Внимательно относится к противоположному полу. Мальчики умеют: подавать стул, в нужный момент оказывать помощь донести что-нибудь; девочки — оказывать помощь в соблюдении внешнего вида, уборке вещей и т. п.
Мир, в котором я живу
• Проявляет интерес к жизни народа в своём городе (селе, к настоящему и будущему.
• Называет свою страну, её столицу, область, областной центр, город (село, в котором живёт.
• Рассказывает о своей стране, области, областном центре, городе (селе).
• Знает стихи, поговорки, пословицы, отражающие любовь и заботу к близким, труд людей.
• Имеет представления: о человеческом обществе; об эмоциональном состоянии
людей, личностных качествах, характере взаимоотношений.
• Называет наиболее известные достопримечательности города, села, названия нескольких улиц, носящих имена известных людей.
• Имеет представления о народных и государственных праздниках, государственных символах (флаг, герб, гимн).
• Выполняет правила поведения в общественных местах.
• Обогащает игру, используя собственный жизненный опыт, кругозор.
Овладение элементарной
трудовой деятельностью. Бережёт результаты труда, поддерживает порядок в группе и на участке.
• Протирает игрушки и учебные пособия, моет игрушки, строительный материал, ремонтирует книги, игрушки.
• Убирает постель после сна.
• Выполняет обязанности дежурных
• Оценивает результаты своего труда.
Овладение основами
собственной безопасности и безопасности окружающего мира. • Проявляет внимательность и наблюдательность к окружающим людям.
• Может сказать «нет» незнакомому взрослому, а также сверстникам, подросткам, которые пытаются втянуть ребёнка в опасную ситуацию.
• Понимает, насколько опасны колющие, режущие предметы.
• Понимает, что электрический ток помогает людям, но он может быть опасен.
• Понимает, что существуют пожароопасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару.
• Понимает, что лекарства, в том числе и витамины, в больших количествах очень опасны, поэтому принимать их самостоятельно нельзя.
• Соблюдает элементарные правила обращения с водой.
• Знает, где и как нужно переходить дорогу (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).
• Знает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён».
• Соблюдает культуру поведения в транспорте.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Овладение познава-тельно-исследователь-ской деятельностью.
Развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации.
Развитие воображения и
творческой активности.
Формирование первич-ных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Сенсорное развитие
• Комбинирует цвета, создаёт новые, находит определённые сочетания цветов для создания выразительного образа.
• Анализирует форму с разных сторон одного и того же объёмного объекта.
• Сравнивает предметы по параметрам величины.
• Группирует объекты по цвету, форме, величине.
Познавательно-исследовательская деятельность.
• Владеет способами достижения цели, самостоятелен в выборе средств и материалов, необходимых для деятельности.
• Устанавливает причинно-следственные связи.
• Задаёт познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает предположения, догадки.
• Ориентируется с помощью детей, взрослого по схеме, плану.
Включается в проектно-исследовательскую деятельность. Создаёт постройки и поделки по рисунку, схеме.
• Выдвигает гипотезы, проводит элементарные исследования.
Конструирование
• Конструирует из бумаги, коробочек и другого бросового материала кукольную мебель,
транспорт и т. п.
• Преобразовывает образцы в соответствии с заданными условиями.
Мир живой и неживой природы
• Использует наблюдение как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно.
• Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей.
• Составляет творческие рассказы, экологические сказки о наблюдаемых явлениях природы.
• Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение.
• Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
Развитие элементарных математических
представлений
• Считает в пределах 10Образовывает числа в пределах 5–10 на наглядной основе.
• Пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?»
• Владеет способом уравнивания неравных групп предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
• Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине).
• Размещает предметы различной величины (до 7–10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
• Выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
• Самостоятельно обследует и сравнивает геометрические фигуры, измеряет и сравнивает стороны.
• Понимает то, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.
• Выявляет общие свойства пространственных геометрических фигур.
Отражает в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп.
• Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели).
• Называет текущий день недели.
• Ориентируется в окружающем пространстве.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Овладение речью как средством общения и
культуры. • Участвует в коллективных разговорах.
• Пересказывает литературное произведение без существенных пропусков.
• Понимает авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе.
• Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения.
• Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением.
• Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
• Осуществляет звуковой анализ слова.
• Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.
• Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой.
Использует самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей.
• Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации.
• Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении.
• Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании.
Обогащение активного
словаря в процессе
восприятия художественной
литературы. Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
• Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных произведений.
• Самостоятельно включается в игру-драматизацию.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью • Проявляет интерес к произведениям изобразительного
искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно-прикладное искусство).
• Выделяет выразительные средства в разных видах искусства.
• Знает особенности изобразительных материалов.
В рисовании.
• Создаёт изображения предметов (по представлению, с натуры).
• Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.
• Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
• Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке
• Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
• Создаёт небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
• Создаёт изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации и конструировании
• Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания, украшения, обрывания.
Развитие детей в процессе
овладения музыкальной
деятельностью. • Называет элементарные музыкальные термины и использует их в собственной самостоятельной музыкальной деятельности.
• Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш, танец).
• Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты.
• Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по показу педагога.
• Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом пофразно.
• Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки.
Развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью. • Включается в творческий процесс, развивает внимание к исполнениям роли.
• Погружается в музыкально-двигательную среду с целью развития пластичности и выразительности тела.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Овладение двигательной
деятельностью. • Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя движения рук и ног.
• Прыгает на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляется в обозначенное место.
• Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
• Лазает по гимнастической стенке с изменением темпа.
• Перебрасывает набивные мячи, бросает предметы в цель из разных исходных положений, попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м.
• Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
• Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполняет чётко, ритмично, в заданном темпе, понимает их оздоровительное значение.
Скользит по ледяным дорожкам.
• Ходит на лыжах переменным скользящим шагом, умеет подниматься на горку и спускаться с неё, тормозить при спуске, ухаживать за лыжным инвентарём.
• Знает лыжные ходы и умеет их выполнять.
• Самостоятельно сохраняет равновесие на коньках, катается по прямой, отталкиваясь поочередно, тормозит.
• Катается на двухколёсном велосипеде и самокате.
• Играет в шахматы. Решает несложные задачи.
• Ходит в пешеходные походы до 5 км, с преодолением естественных препятствий.
Знает правила поведения и безопасности в походе, безопасности в полевых условиях.
• Знает элементарные правила игры в футбол.
• Умеет плавать.
• Развиты физические качества (скорость, гибкость, общая выносливость, сила, координация, улучшен индивидуальный результат в конце учебного года.
• В играх, соревновательных упражнениях проявляет настойчивость.
Овладение элементарными нормами и правилами
здорового образа жизни. • Называет названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, лёгкие, желудок, объясняет их значимость для работы организма.
• Знает, что полезно, а что вредно для здоровья (зубов, носа, кожи).
• Умеет самостоятельно пользоваться зубной щёткой и пастой.
• Имеет привычку по вечерам ежедневно мыть ноги прохладной водой.
1.3 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится в ходе наблюдений детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики (мониторинга) служит — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, оптимизации работы с группой детей.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) Формы и методы педагогической диагностики Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики
: Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие","Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие" Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности. 2 раза в год 2 недели Сентябрь, Май
1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
2. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.
3. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО :
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. и в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
4. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
5. Педагогическая диагностика проводится на начальном этапе освоения ребёнком Программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения рабочей программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика).
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе.
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка.
6. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов:
- наблюдения,
- свободных бесед с детьми,
- анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное,
- специальных диагностических ситуаций,
- специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
7. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.
Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной, разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях).
В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта развития ребёнка.
Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.
8. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).
9. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной рабочей программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
10. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.