ольга тимофеева
Рабочая программа кружка по художественному творчеству
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга
Рабочая программа «Радуга»
(художественное творчество)
на 2022-2023 учебный год
для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
Срок реализации – 4 го
Тамбов 2022 г.
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1 пояснительная записка.
1.1.1. Цели и задачи.
1.1.2. Принципы и подходы.
Публикация «Рабочая программа кружка по художественному творчеству» размещена в разделах
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей данного возраста.
1.1.4. Планируемые результаты.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности (краткое описание организации образовательного процесса по блокам, разделам, особенности организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников)
2.2. Календарно – тематическое планирование, Примерное годовое планирование,
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.
2.4. Взаимодействие с родителями.
3. Организационный раздел.
3.1. Психолого – педагогические условия.
3.2. Организация предметно – развивающей среды.
3.4. Режим и распорядок дня.
4. Литература.
5. Приложение.
1.1. Пояснительная записка
Художественная деятельность и в частности занятия рисованием способствует развитию творческого воображения у детей, формирует необходимые для дальнейшего развития навыки и представления. У детей расширяются представления об окружающем мире, формируется целостное представление об окружающем мире.
Программа адресована воспитанникам дошкольных групп (3-7 лет).
Программа соответствует Государственному образовательному стандарту, соблюдает основные принципы — соответствие возрасту, подача материала от простого к сложному, интеграции образовательных областей.
Программа обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач, разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей в дошкольном возрасте.
Программа поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в течение периода обучения, учитывает социально-личностную ориентированность и мотивацию деятельности.
1.1.1. Цель программы – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи - основные содержательные линии курса:
1. Развить эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Познакомить детей с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4. Создать условия для многоаспектной и увлекательной активности в художественно-эстетическом освоении окружаюшего мира.
5. Воспитать художественный вкус и чувство гармонии.
1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- принцип систематичности и последовательности: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у воспитанников опыт «от простого к сложному», «от близкому к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
-гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
- принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- разнообразие и приоритет практической деятельности;
- поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;
- принцип культуросообразности, который учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности;
Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
- Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом
- Принцип культурного обогащения
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
- Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта
- Принцип организации тематического пространства
- Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
- Принцип естественной радости
1.1.3. Именно в раннем и дошкольном детстве эстетическое освоение окружающего пространства – природного и социального – осуществляется через эмпатию, одухотворенную эстетическую рефлексию.
«Физиологическую основу способности к эстетическому освоению окружающего составляет зрительно-тактильно-кинестетическая связь вместе с оптико-вестибулярной установкой как ядро сенсорной организации человека.» (Б. Г. Ананьев) Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В процессе занятий художественным творчеством у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать друзьям, преодолевать трудности.
Благодаря коллективной деятельности на занятиях развиваются умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться, уступать, радоваться общим успехам.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы) :
От 3 до 4 лет
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют -трудно догадаться, что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
От 4 до 5 лет
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.
Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.
Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
От 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя, рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон
для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами : дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.