Наталья Петровна Саломатова
Рабочая программа «Путешествие по сказкам» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа «Путешествия по сказкам» для средней группы
Рабочая программа (календарное планирование) театрального кружка «Путешествия по сказкам»
Автор: Саломатова Наталья Петровна.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа „Путешествие по сказкам“ в средней группе» размещена в разделах
Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно - эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театр.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе.
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В. Г. Белинский
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. Психологами же доказано, что родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книги».
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средней группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Программа кружка для среднего возраста предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности детей средней группы - 20 мин.
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, а также развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Речевое развитие»
Основными задачами программы являются :
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения в образ, а также их исполнительские умения.
3. Формирование у детей простейших образно - выразительных умений, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, пальчиковый и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа составлена с учетом реализации по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье».
1. Познание. Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
2. Социализация. Развитие игровой деятельности.
3. Здоровье. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Художественное творчество Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля.
5. Музыка Учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
6. Коммуникация Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
7. Чтение художественной литературы Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.
8. Здоровьесберегающие технологии,используемые в работе кружка :
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Ожидаемые результаты:
1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения.
2. Передавать образ героя мимикой, жестами.
3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.
4. Обладать умением работать в коллективе.
Перспективное планирование работы кружка «Путешествие по сказкам»
Октябрь.
1. 1) Беседа о видах театров. (Театр кукол, настольный театр).
2) Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях» с использованием мнемотаблицы.
Художественная литература
2. 1) Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» (с использованием фланелеграфа)
2) нарисовать три грибка начиная с самого маленького. Е. Синицына «Умные сказки» стр. 32
3. 1) Рассказывание сказки «Маша и медведь» с использованием мнемотаблицы.
2) Лепка пирожков.
Художественная литература
4. 1)Чтение сказки Е. Ульевой «Почему нельзя ходить на стройку»
2)Рассматривание и рисование еловой шишки.
Ноябрь.
1. 1) Рассказывание сказки «У страха глаза велики» (с использованием мнемотаблиц,
2) задание на развитие зрительного восприятия «раскрась одно ведро и скажи чье оно»
Художественная литература
2. 1) Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».
2) Вырезать яблоко по контуру и разделить (разрезать) его на четыре части.
3. 1)Слушание сказки «Волк и семеро козлят»
2)Работа над выразительностью речи отдельных эпизодов.
Художественная литература
4. 1) Чтение сказки Е. Ульевой «Что нужно делать, если потерялся?»
2) Уточнить знание детьми своего домашнего адреса.
Рисование дома
Декабрь.
1. 1)Рассказывание сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» с использование мнемотаблицы.
2) Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы»
2. 1)Чтение сказки «Курочка Ряба»,
2)Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке».
3. 1) Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Петушок и бобовое зернышко».
2) разложить последовательно «героев сказки»; «найди ошибку в последовательности»; «кого не стало?».
4. 1)Чтение сказки Е. Ульевой «Острые, колющие и режущие предметы. В чем опасность?»
2) отгадать загадки про ножницы, иголку, нож; «каждой вещи – свое место» - разложить опасные предметы по местам проговаривая «иголку в игольницу, ножницы на полочку, нож на кухню.
Январь
1. 1)Рассказывание сказки «Заяц – хваста» с использованием мнемотаблицы.
2) Д/игра «Кто лишний?» (уточнить усвоение детьми содержание сказок)
Художественная литература.
2. 1) Чтение сказки В. Сутеева «Теремок»
2) Драматизация сказки «Терем- теремок».
3. 1)Чтение сказки Е. Ульевой «К тебе подошел незнакомый человек на улице. Что делать?»
2)рисование Бармолея.
Февраль.
1. 1) Рассказывание ненецкой народной сказки «Как собака себе друга искала»с использованием мнемотаблицы.
2) Предложить детям, отвечая на вопросы показать подходящую картинку на мнемотаблице.
Художественная литература
2. 1) Чтение сказки В. Сутеева «Кот рыболов».
2) Рисование кота с удочкой.
Художественная литература
3. 1) Чтение сказки Е. Ульевой «Почему нельзя высовываться в открытые окна?»
2) Оригами «Самолётик» Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 144, образец поделки.
4. 1) Рассказывание «Сказка о глупом мышонке».
С. Я Маршака
2) Выкладывание из счетных палочек домика для мышки и мышонка (по представлению)
Март
Художественная литература
1. 1) Узнай сказку по мнемотаблице. (Сказка о глупом мышонке).
2) Драматизация сказки.
2. 1) Докучные сказки.
2) Выучить наизусть докучную сказку «Шел я как то через мост"
3. 1) Рассказывание сказки «Жихарка» с использованием мнемотаблицы.
2) Рисование ложек «Чья ложка?».
Художественная литература, Г. Семеренко «В гостях у сказки» стр. 30
4. 1)Логические задания в сказке Д. Биссета «Лягушка в зеркале» Е. Синицына «Умные сказки» стр. 8
Апрель
1. 1) Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы.
2)Д/игра «Кого не стало?»
Художественная литература.
2. 1) Чтение сказки А. Кеннер «Три медвежонка»
2) Игра – забава «Три» Е. Синицына «Умные сказки» стр. 62
3 1) Рассказывание сказки «Гуси – лебеди» с использованием мнемотаблицы.
2) Д/игра «Кисельные берега» Художественная литература, картотека д/игр по сказкам.
4. 1) Д/игры по сказкам «Из какой сказки пришли герои?»; «Кто лишний?»; «Чья тень?»;
2)Настольный театр сказки «Колобок».
Май
1. 1) Рассказывание сказки «Как коза избушку построила».
2)Д/ игра «Высокое – низкое»
2. 1) Чтение любимых сказок детей (принесенных из дома)
2) Отгадывание загадок про сказочных героев.
Художественная литература
3. 1) Чтение сказки Е. Ульевой «Как правильно вести себя на водоеме».
2) изготовление кораблика используя природный материал – скорлупа грецкого ореха.
4. 1)Сказочная викторина с использованием мнемотаблиц, иллюстраций к сказкам,
Ожидаемые результаты:
1. Уметь работать в коллективе.
2. Передавать образ героя мимикой, жестами.
3. Уметь управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.
4. Уметь обыгрывать любой сюжет художественного произведения.
Одним из важных условий для успешной работы по театрализованной деятельности в группе, является правильная организация предметно - развивающей среды. Наша группа эстетически оформлена, для развития детей средствами театра. Имеются театральные, игровые уголки (салон красоты); необходимый реквизит для театра : сарафаны, платки, маски, фуражки, костюмы и маски животных ;
картотека пальчиковых, артикуляционных игр, картинки мимики. В настоящий момент в театральном уголке имеются следующие виды театров:
Настольный:
• театр картинок
• театр игрушек
• вязаный театр
Кукольный:
• би-ба-бо
• пальчиковый
В театральном уголке есть ширма, используя ее, мы показываем маленькие спектакли.
Помощь в разработке разных видов театров, декораций и костюмов нам оказывают родители, работе с которыми мы уделяем особое внимание.
Список литературы:
1. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет
2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
3. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.