Ольга Луценко
Рабочая программа «Произношение» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Произношение» предназначена для обучающихся 1-х классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) вариант 7.2. и составлена в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 01.07.2016 г.);
Публикация «Рабочая программа „Произношение“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241; 22.09.2011 г. №2357; 18.12.2012 г. №1060; 29.12.2014 г. №1643; 18.05.2015 г. №507, 31.05.2015 г. №1576);
• ФГОС НОО с ОВЗ (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
• письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО»);
• Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова;
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова);
• СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (редакция от 24.11.2015 г.);
• СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями»;
• Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 г. №1155-р);
• примерная ООП НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 08.04.2015 г.);
• примерная АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №4/15 от 22.12. 2015 г.);
• АООП НОО МАОУ СОШ № 25
Данная программа для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) разработана на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой c использованием систем коррекционной работы (фонетический, лексический и синтаксический уровни) И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. Н. Корнева, Е. В. Мазановой, Г. Г. Мисаренко и имеет коррекционно-развивающую направленность.
Цель программы : создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии и развитии познавательной деятельности обучающихся.
Коррекционно-развивающие задачи программы :
• восполнить пробелы в формировании фонематических процессов;
• обогатить, расширить и уточнить словарь;
• способствовать коррекции недостатков грамматического строя речи;
• улучшить возможности диалогической и формирование монологической речи;
• совершенствовать коммуникативную функции речи;
• повысить мотивацию говорения;
• обогатить речевой опыт;
• способствовать профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности, целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Неадаптивность поведения связана как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
К общим потребностям относятся:
• получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
• выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
• получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2, характерны следующие специфические образовательные потребности:
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психо-коррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• специальная психо-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе дифференцированного и индивидуального подхода с учётом уровня подготовленности, особенности личности обучающегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Инструкция при выполнении задания даётся пошагово, зафиксирована на отдельном листе. Значительное место отводится практической деятельности: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой. В основе выработки умений значительное внимание уделяется обучению поэтапным действиям.
Данная программа предполагает дифференцированную и индивидуальную помощь для обучающихся с ЗПР:
• пошаговый мониторинг успешности;
• индивидуальный темп обучения;
• инструкция учителя для освоения работы с книгами;
• использование наглядных, дидактических материалов;
• использование игровых приемов;
• использование опорных схем, алгоритмов, инструкций;
• работа в паре и фронтальная работа;
• дифференцированная помощь учащимся;
• разноуровневые задания.
2. Общая характеристика коррекционного курса «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Содержание логопедических занятий включает направления:
• диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
• диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
• коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
• профилактика нарушений чтения и письма;
• представлений об окружающей действительности;
• развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов).
В логопедическом обследовании оцениваются: состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению
письмом (повторение ритмов, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка).
Логопедические занятия способствуют коррекции недостатков в познавательной сфере и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
В содержание курса включены занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку.
Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.
На занятиях необходимо задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.
В ход занятия включаются задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка). Примерный словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам.
Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звукобуквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
Сначала обучающиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).
Затем обучающиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.
Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.
Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель-логопед:
– просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи» : «Я пишу (петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т. п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;
– понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т. п. ;
– постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.
3. Место коррекционного курса «Произношение»
в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа коррекционного курса «Произношение» разработана для обучающихся 1 классов начальной школы c ЗПР. Курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели из расчета 2 часа в неделю).
4. Ценностные ориентиры курса «Произношение»
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
5. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Произношение»
Личностные УУД:
У обучающихся сформируется:
• уважительное отношение к иному мнению;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Получат возможность для формирования:
• овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
У обучающихся сформируется:
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
Получат возможность для формирования:
• умения анализировать и синтезировать необходимую информацию.
Коммуникативные УУД:
У обучающихся сформируется:
• понимание различных позиций других людей, отличных от собственной.
Получат возможность для формирования:
• навыка коллективной и организаторской деятельности.
Познавательные УУД:
У обучающихся сформируется:
• умение воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
• демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов
Получат возможность для формирования:
• умения регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов
• умения регулировать оптимальную силу голоса
• умения называть основные органы артикуляционного аппарата
• умения четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией,
• умения удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую
• умения воспроизводить несложный ритм
Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся:
У обучающихся сформируется:
• умение строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
Получат возможность для формирования:
• умения записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Чтение. Работа с текстом :
*Работа с текстом : поиск информации и понимание прочитанного.
У обучающихся сформируется:
• умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• умение вычленять содержащиеся в тексте основные события;
• умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте.
Получат возможность для формирования:
• умения работать с источниками информации.
*Работа с текстом : преобразование и интерпретация информации.
У обучающихся сформируется:
• умение пересказывать текст подробно, устно;
• умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
• умение отвечать на поставленный вопрос.
Получат возможность для формирования:
• умения составлять небольшие отзывы о прочитанном.
*Работа с текстом : оценка информации.
У обучающихся сформируется:
• умение высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте;
• умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении текста.
Получат возможность для формирования:
• собственной точки зрения о прочитанном.
6. Содержание коррекционного курса «Произношение»
Логопедическая работа обозначена следующими разделами:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.