Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа на учебный год подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ детский
сад «Берёзка» с. Мамонтово
___ /___/
«___» ___
Рабочая программа
подготовительной к школе группы №7 «Радуга»
на 2022-2023 учебный год
Воспитатели: Безруких О. Ю.
Шелякина Л. П.
с. Мамонтово
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
РАЗДЕЛ 1. Целевой раздел
Темочки:
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Отличительные особенности Программы. 4
1.3. Цели и задачи программы. 5
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы для подготовительной к школе группы. 7
1.5. Значимые для разработки Программы характеристики. 8
1.6. Возрастные особенности воспитанников ….….. 8
1.7. Планируемые результаты….…. 9
1.8. Целевые ориентиры….….…. 9
1.9. Система оценки результатов освоения программы ….…. 9
РАЗДЕЛ 2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми. …. 10
2.2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет…. 11
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…. …. 11
Образовательная область «Познавательное развитие»…. 15
Образовательная область «Речевое развитие» …. …21
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ….24
Образовательная область «Физическое развитие» …. …30
2.3. Региональный компонент…. …35
2.4. Взаимодействие взрослых и детей. 36
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей дошкольного возраста. 37
2.6. Преемственность в работе ДОУ…. ….…38
2.7. Взаимодействие ДОУ и социума. 39
2.8. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных прак-тик…39
2.9. Способы и направления поддержки детской инициати-вы….…42
2.10. Содержание коррекционной работы….…. …. 43
РАЗДЕЛ 3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение. 50
3.2. Описание методических материалов и средств обучения и воспита-ния…. 51
3.3. Режим дня …. …. …. ….…. …53
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной сре-ды….…. 58
3.5. Сложившиеся традиции ДОУ…. …. …. …59
3.6 Кадровые условия реализации рабочей программы в группе ….…. …60
РАЗДЕЛ 4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация програм-мы. 61
4.2. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих её реализацию нормативно - правовых, финансовых, научно - методиче-ских, кадровых, информационных и материально - технических ресур-сов. 61
4.3. Перечень нормативных и нормативно – методических документов ….…. 61
4.4. Лист изменений и дополнений …. …. 62
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа в подготовительной к школе группе №7 общеразвивающей направ-ленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения дет-ский сад «Берёзка» с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края (далее – про-грамма) спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образо-вательного учреждения, региона.
Программа разработана на 2022-2023 учебный год на базе Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. – 368с. с учётом Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка» с. Мамонтово.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми доку-ментами:
- Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Фе-дерации»(пункты 9,22 статьи 2, статья 12; пункты 1, 2, 4, 5, 6, 8 статьи 14; пункт 3 статьи 18);
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государст-венного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. № 1155;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образова-ния, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года г. № 28 г. Москва от «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасно-сти и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
Программа реализует принципы ФГОС ДО и раскрывается через представление общей модели образовательной деятельности, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть, часть, формируемая участниками образовательных отношений, работа с детьми ОВЗ, а также дополнительный раздел.
При организации занятийной деятельности по формированию элементарных матема-тических представлений в конце учебного года (апрель – май) занятия планирует педагог по закреплению пройденного материала (Помораева. И. А., Позина. В. А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017, с. 12, 64).
При организации занятийной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в конце учебного года (май) педагог может по своему усмотрению вариативно использовать образовательный материал данного пособия. (Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-с. 8).
При организации занятийной деятельности по развитию речи в конце учебного года (май) педагог может по своему усмотрению вариативно использовать образовательный материал данного пособия. (Гербова В. В. Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная группа. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-с. 8)
В конце учебного года по физическому развитию изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педагог может по своему усмотрению изменять или дополнять. (Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная груп-па. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017. с. 3)
При организации занятийной деятельности по художественно-эстетическому разви-тию в конце учебного года (май) педагог может по своему усмотрению вариативно исполь-зовать образовательный материал данного пособия. (Комарова Т. С. ИЗО с детьми 6-7 лет. Подготовительная группа. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-с. 8)
Программа предусматривает возможность внесения корректив в случае изменения нормативной базы, рекомендаций и предписаний контрольно-надзорных органов, изменений в образовательной деятельности.
1.2. Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, ува-жение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование тра-диционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к полу-чению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей после-дующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является за-бота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных пред-ставлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах органи-зации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ре-бенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы является принцип подачи материала – содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого- педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет ви-деть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании рабочей программы легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участни-ками образовательного процесса) – учитывать видовое разнообразие МБДОУ, приоритет-ные направления, и пр. В частности, можно заменить один или несколько смысловых бло-ков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов.
Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность включена во все образовательные об-ласти. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Технологичность программы
Большим преимуществом программы является ее технологичность и успешность приме-нения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовке педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющим соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у МБДОУ материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
1.3. Цели и задачи программы
Обязательная часть
Программа группы №7 сформирована как программа психолого- педагогической под-держки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы дошколь-ного образования сформулированы в соответствии:
- с ФГОС дошкольного образования;
- Уставом ДОУ;
- «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, про-фессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народ-ного просвещения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева);
- на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потреб-ностей детей и родителей (законных представителей, социума, в котором находится ДОУ.
Цель программы : создание благоприятных условий для полноценного проживания ре-бенком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ребенка-инвалида);
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребенку;
• формирование общей культуры личности;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Для достижения поставленных задач первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем раз-витии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их инте-грация в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями каждого ре-бенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключаю-щей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя:
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме
Региональный компонент
Цель: становление духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций, эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию через мир искусства родного края, создание условий для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала.
Задачи:
• Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
• Создать комплекс условий для активного освоения ребенком культуры родного народа, в котором пространство взаимодействия с миром расширяется с учетом возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей и свободы выбора сферы интересов.
• Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
• Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю.
• Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы для подготови-тельной к школе группы
Обязательная часть
Программа построена в соответствии с принципами и подходами, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования :
• Поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности;
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• Уважения к личности ребенка;
• Реализация Программы в формах являющиеся ведущими для периода дошкольного детства.
В программе учтены общие принципы, изложенные в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак-сы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (см. с. 11-13 основной образовательной программы ДО «От рождения до школы»)
В программе отражены принципы, декларируемые педагогами:
Принцип управляемости реализацией программы
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспита-тельно-образовательного процесса.
Принцип системности
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятель-ности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках заня-тийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивиду-альными особенностями.
Принцип компетентного подхода.
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе взаимодействия образова-тельных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.
Принцип комплектно-тематического построения воспитательно образовательного процесса.
Осуществляется через реализацию совместных проектов, тематических, событийных праздников, развлечений.
Принцип мобильности.
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в группе и своевре-менную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Принцип этнопедагогического подхода.
Учитывает специфику национальных и социокультурных условий Алтайского края и Мамонтовского района.
1.5. Значимые для разработки, характеристики
Режим работы : группа работает по пятидневной рабочей неделе : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Режим работы : группа функционирует в режиме полного дня (10,5 – часового пребыва-ния) с 7.30 до 18.00.
Группа общеразвивающей направленности и однородна по возрастному составу детей.
Наполняемость групп
Наименование группы «Колоколь-чик» Возрастная категория Направленность групп Количество детей
Подготовительная группа №7 от 6 до 7 лет Общеразвивающая 26
Распределение детей по гендерной принадлежности
Наименование группы Пол ребенка
мальчики Девочки
Подготовительная группа №7 13 13
Соотношение мальчиков и девочек в группе : 50 % - мальчики, 50 % - девочки, то есть в гендерном составе равное количество.
Село Мамонтово находится на территории Алтайского края, поэтому особенностью осуществления образовательной деятельности в детском саду «Берёзка» с. Мамонтово является решение задач по ознакомлению детей с традициями, праздниками, природой и народным творчеством Алтайского края.
Такие климатические особенности Алтайского края, как продолжительная (около 5 месяцев) с низкими температурами зима, укороченные весна и осень оказывают влияние на организацию образовательной деятельности с детьми, ее содержание, тематику совместной деятельности, организацию прогулок детей на свежем воздухе.
В группе осуществляется образовательная деятельность детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.