Арина Деркач
Рабочая программа подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа подготовительной к школе группе
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности разработанна с учётом примерной основной образовательной программой дошкольного образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. В соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, в которой даны рекомендации об использовании комплексной образовательной программы, как обязательной части рабочая программа разработана с учетом основной образовательной программой «От рождения до школы» и предусмотрена для организации образовательной деятельности детей в возрасте 6- 7лет.
Публикация «Рабочая программа подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Цели и задачи основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования с учетом традиций и ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Целью примерной основной образовательной программы дошкольного образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию является: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Кроме этого, опираясь на парциальные программы определено :
- Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственного потенциала дошкольников через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе программы и методических рекомендаций «Нравственное воспитание в детском саду». В. И Петрова, Т. Д. Стульник.
- Для формирование основ речевой и языковой культуры,совершенствования разных сторон речи детей, используется программа «Развитие речи дошкольников» О. С Ушакова и методические пособия «Развитие речи детей» В. В Гербова.
- Через ознакомление с природой происходит формирование правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формируются элементарные экологические представления. Для этого используется программа и методические рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду» О. А Соломенникова для детей 2-7 лет,методические пособия «Ознакомление с природой» О. А Соломенникова по всем возрастным группам. ;
-Развитие элементарных математических представлений осуществляется на основе программы «Математика в детском саду» В. П. Новикова.
- Для формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения и ху-дожественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, используется программа «Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2 - 7 лет» "Цветные ладошки" И. А. Лыковой.
- Основы музыкальной культуры у детей дошкольного возраста формируются при использовании программы Радынова О. П «Музыкальные щедевры».
Для реализации задач формирования здорового образа жизни, используется региональная программа «Основы здорового образа жизни.»Орловой М. М
«Физическая культура дошкольников» Л. И Пензулаева.
Приоритетные задачи рабочей программы :
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,а так же формирование ценности здорового образа жизни;
предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
-развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;
- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
-формирование общей культуры воспитанников, прежде всего – культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности /у детей старшего дошкольного возраста/, необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
А также:
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
Исходя из выбранных программ и методических рекомендаций, в рабочую программу включены следующие задачи:
Формирование у детей социально- коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств,коллективных взаимоотношений,воспитание отзывчивости, сочувствия,заботы,доброты.
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ;
Формирование первоначальных представлений о себе,о ближайшем окружении,о простейших родственных отношениях ;
Формирование первоначальных представлениях о макросоциальной среде.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Опираясь на работы : А. В. Запорожец, В. Г. Кудрявцеву, Н. Н. Поддьякову, Д. П. Эльконину и других психологов были определены возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Игровые действия детей становятся более сложными.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги. Данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений.
Продолжает развиваться внимание дошкольников.
Продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Планируемые результаты освоения рабочей программы :
Образовательные области Целевые ориентиры в обязательной части, и части, формируемой участниками образовательных отношений
Дети дошкольного возраста
Физическое
развитие • развита крупная и мелкая моторика;
• подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;
• обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и др.)
Социально-коммуникативное развитие • развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;
• формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;
• овладевает основными культурными способами деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении;
• старается разрешать конфликты;
• обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя;
• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Познавательное развитие • развитие любознательности,
• формирование умения задавать вопросы взрослым и сверстникам,
• развитие интереса к причинно-следственным связям, стремление самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• развитие способности наблюдать, экспериментировать, формирование познавательно-исследовательской деятельности и воображения
• к концу посещения детского сада ребенок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Речевое развитие • овладение устной речью, благодаря которой ребенок может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
• проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, способен к построению речевого высказывания в ситуации общения;
• знаком с произведениями детской литературы и обнаруживает предпосылки к грамотности (может выделять звуки в словах и др.).
Художественно-эстетическое
развитие Музыкальное развитие:
• овладевает основными культурными способами и видами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной музыкальной деятельности;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.
Художественное развитие:
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
• развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
• овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Особенности проведения мониторинга
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей, спонтанной и специально организованной деятельностью. Инструментарий для педагогического мониторинга – «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности» Изучение индивидуального развития детей Ю. А Афонькина издательство «Учитель» Волгоград 2014 г.
Переодичность проведения мониторинга:
Сентябрь (входной мониторинг на начало учебного года)
Апрель (итоговый мониторинг в конце учебного года)
Содержательный раздел
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (социально – коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Перспективное, календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе осуществляется в соответствии с Учебным планом программы «МДОУ «Детский сад №4 «Дружба» г Новоузенска Саратовской области»
Образовательные задачи решаются в процессе:
Совместной деятельности ребенка со взрослым
Самостоятельной деятельности детей
В ходе режимных моментов
В непрерывной образовательной деятельности
(в процессе организации детских видов деятельности)
НОД
реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы
Модель организации образовательной деятельности с детьми
«Совместная деятельность взрослого и детей»
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непрерывной образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками;
«Самостоятельная деятельность детей» -
1. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему
2. взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2. Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач.
Формы,способы,методы и средства реализации программы с учетом возрастных особенностей воспитанников,специфика их образовательных потребностей
направления развития и образования детей (далее - образовательные области) : Формы работы
Старший дошкольный возраст
Социально-коммуникативное • Индивидуальная игра.
• Совместная с воспитателем игра.
• Совместная со сверстниками игра
• Игра
• Чтение
• Беседа
• Наблюдение
• Педагогическая ситуация.
• Экскурсия
• Ситуация морального выбора.
• Проектная деятельность Интегративная деятельность
• Праздник
• Совместные действия
• Рассматривание.
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов,
• видеофильмов, телепередач.
• Экспериментирование
• Поручение и задание
• Совместная деятельность
• взрослого и детей тематического
• характера
• Проектная деятельность
Речевое развитие
• Чтение.
• Беседа
• Рассматривание
• Решение проблемных ситуаций.
• Разговор с детьми
• Игра
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
• Интегративная деятельность
• Обсуждение.
• Рассказ.
• Инсценирование
• Ситуативный разговор с детьми
• Сочинение загадок
• Проблемная ситуация
• Использование
различных видов театра
Познавательное развитие • Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность.
• Конструирование
• Экспериментирование
• Развивающая игра
• Наблюдение
• Проблемная ситуация
• Рассказ
• Беседа
• Интегративная деятельность
• Экскурсии
• Коллекционирование
• Моделирование
• Реализация проекта
• Игры с правилами
Художественное –эстетическое
развитие • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
• Создание макетов, коллекций и их
оформление
• Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
• Игра
• Организация выставок
• Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
• Музыкально- дидактическая игра
• Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
• Интегративная деятельность
• Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
• Музыкальное упражнение.
• Попевка. Распевка
• Двигательный, пластический
танцевальный этюд
• Танец
• Творческое задание
• Концерт- импровизация
• Музыкальная сюжетная игра
Физическое развитие • Физкультурное занятие
• Утренняя гимнастика
• Игра
• Беседа
• Рассказ
• Чтение
• Рассматривание.
• Интегративная
• деятельность
• Контрольно-
• диагностическая
• деятельность
• Спортивные и
• физкультурные досуги
• Спортивные состязания
• Совместная деятельность
• взрослого и детей
• тематического характера
• Проектная деятельность
• Проблемная ситуация
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
(6 - 7 лет)
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:
Возраст детей Регламентируемая деятельность (НОД) Нерегламентированная деятельность, час
совместная деятельность самостоятельная деятельность
6-7 лет 3 по 30 мин + 2 половина дня 5,5 - 6 2,5 - 3