Татьяна Михеева
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Мастерилка» (средний возраст 4–5 лет)
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми
«Мастерилка»
(средний возраст 4-5 лет)
воспитателя Михеевой Т. Д.
г. Гусиноозерск 2018 г
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми „Мастерилка“ (средний возраст 4–5 лет)» размещена в разделах
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.
Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Качества личности ребенка, такие как восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности, мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Настоящая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Мастерилка» представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация.
Цель программы : развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
• Создавать условия для развития творческой активности детей.
• Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
• Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
• Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
• Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
• Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
• Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
• Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности.
Формы реализации программных задач :
Методы и приемы, используемые при реализации программных задач :
Ожидаемые результаты:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности и умения доводить начатое дело до конца.
Перспективный план работы
сентябрь I «Игрушки - шумелки».
Познакомить детей с умением создавать поделку - игрушку из нетрадиционного бросового материала (баночки из-под кофе, коробочки картонные, цилиндрические трубочки). Поделки из нетрадиционного бросового материала
II «Ягоды рябины».
Продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Барельеф
III «Яблочко».
Приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги вкруговую, соблюдая расстояние между ними. Мозаичная аппликация
IV «Созрели яблочки в саду».
Формировать умение оттягивать детали от целого куска, прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность. Пластилинография
октябрь I «Грибочки для белочки».
Познакомить с приёмом смятия бумаги для получения нужной формы. Мятая бумага
II «Осенний листочек».
Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Пластилинография
III «Витамины»
Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Барельеф
IV «Синьор – светофор».
Запомнить правила перехода дороги на нужные сигналы светофора, развивать глазомер, координацию рук; воспитывать аккуратность при работе с клеем. Бумажные полоски и круги
Ноябрь I «Аист длинноногий».
Учить детей из кусочков бумаги создавать композицию, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность в работе. Мозаичная аппликация
II «Кошечка».
Упражнять в наклеивании мелко нарезанной пряжи приемом «насыпь», развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, вызвать интерес к нетрадиционному способу аппликации (из ниток). Аппликация из ниток
III «Лисичка и волк».
Познакомить детей с новым видом художественного труда. Складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперёк. Оригами
IV «Сердечко доброты».
Закреплять умение вырезать по контуру –сердце, скатывать мелкие шарики из салфеток, развивать моторику рук, воспитывать усидчивость, доводить работу до конца. Бумажные салфетки
Декабрь I «Ажурная снежинка».
Совершенствовать навыки вырезывания, с опорой на схему, закрепить навыки вырезывания, элементов прорезного декора (круг, полукруг, треугольник, и др.); развивать координацию, в системе «глаз-рука»; воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору). Вырезывание из белой бумаги
II «Снегири, синички».
Закрепить умения работать с шаблоном - круг, вырезать по контуру; развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, внимание; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, усидчивость. Аппликация из кругов
III «Наш весёлый снеговик».
Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины соединять их с помощью клея, воспитывать аккуратность в работе. Мятая бумага
IV «Ёлочка – красавица».
Познакомить с новой техникой работы с салфетками. Торцевание салфетками
Январь I «Рождественский сапожок»
Познакомить с новой техникой декупаж, повторить технику торцевание научить совмещать их в работе. Техника декорирования
II "Зимняя сказка". Коллективная работа.
Создавать картину заснеженных деревьев, используя вату, соль, пенопласт.
III «Зайчик».
Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. Аппликация из ваты
IV "Забавные зайчата".
Познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины. Бумажная пластика
февраль I «Одежда, обувь, головные уборы».
Обобщить знания детей о предметах одежды, обуви, головных уборах согласно их назначению и сезонности; развивать связную речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать бережное отношения к вещам, сделанными людьми. Аппликация из ткани
II «Валентинки».
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания. Торцевание салфетками
III «Снегири на ветках».
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Пластилиновая мозаика
IV «Подарок папе».
Составлять работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением. Бумажная пластика + шерстяные нитки
Март I «Мимоза для любимой мамочки».
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания. Мятая бумага
II «Озеро Гусинное».
Познакомить с нетрадиционной техникой аппликации с помощью различной крупы; побуждать к исследованию свойств различных материалов, тактильные ощущения, Аппликация из крупы
III «Красивый узор на блюдце» (бурятский орнамент)
Склеивать лепестки из полосок бумаги. Бумажная пластика
IV «Свети, свети, солнышко».
Примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры круга, раскатывать тонкие жгутики - лучики. Пластилинография
Апрель I «Веточка вербы».
Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон. Мятая бумага + вата
II «Пасхальные яйца».
Украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию.
III «Цыплята в траве». Коллективная работа.
Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея. Мятая бумага
IV «Золотая рыбка».
Развивать умение складывать бумагу гармошкой. Закреплять навык склеивания из полосок. Бумажная пластика
Май I «Гусеница»
Учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Печатание на пластилиновой основе
II «Вот что я умею!» По замыслу детей.
Самостоятельно задумывать сюжет поделки, использовать знакомые навыки и приёмы при её создании.
III «Яблони в цвету». Коллективная работа. Аппликация из салфеток
IV «Сирень».
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания Торцевание салфетками
Список литературы:
1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
5. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
8. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
9. https://irina-vlas.my1.ru/index/kruzhok_quot_ochumelye_ruchki_quot/0-15
10. https://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/4853-plan-kruzhka-ochumelye-ruchki.html
11. https://stranamasterov.ru/
12. https://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi
13. https://www.millionpodarkov.ru/podelki/
Диагностика достижения детьми планируемых результатов
№ Ф. И. ребенка Умеет создавать сюжеты и образы, объединяет в коллективную работу Владеет разными техниками лепки. Умеет ориентироваться на плоскости Владеет разными техниками аппликации Владеет правилами безопасности во время работы умеет доводить начатое дело до конца.
в и в и в и в и в и в и
Уровни развития
Сформированы - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно выполняет основные приёмы лепки, вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1-4 частей; умения в аппликации устойчиво сформированы, их проявление не зависит от особенностей ситуации, настроения ребёнка, присутствия или отсутствия взрослого.
Частично сформированы - ребёнок не всегда самостоятельно справляется с заданием, выполняет отдельные приёмы лепки, вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1-4 частей с помощью взрослого; умения в аппликации имеют характер периодических проявлений, зависящих от особенностей ситуации, настроения ребёнка, наличия контроля со стороны взрослого.
Не сформированы - ребёнок не владеет основными приёмами вырезания, лепки, расположения и наклеивания, с заданием не справляется; умения в аппликации не сформированы, их проявление носит случайный характер.