Анна Жамцуева
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Любознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Публикация «Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми „Любознайка“» размещена в разделах
Исследование, проведенные Н. Н Поддъяковым показали, что лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитие и саморазвитие ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н Поддъякова является ведущим видом деятельности у детей.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель программы : создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи программы
1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4. Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.
Предназначена для детей 4-5 лет.
Методические приемы:
• Создание проблемных ситуаций
• Экспериментирование
Формы работы :
• Малые группы
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемый результат:
• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).
• умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
• умение опытным путем доказывать свойства песка.
• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.
• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
• овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
• изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования;
• открытый показ кружковой работы;
• консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях»;
• консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
• фотоотчеты кружковой работы.
Приборы и оборудование для мини-лаборатории:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Материалы для организации экспериментирования:
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Месяц,
неделя Объект Тема опыта Цель Материал, литература
Сентябрь, 1 неделя Вода Окрашивание воды Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. Емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
«Картотека игр-экспериментов»
Сентябрь, 2 неделя Растения Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?
Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.
Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. Клумба с цветами, срезанные цветы.
Е. А. Мартынова, 177
Сентябрь,
3 неделя Песок, глина Почему песок хорошо сыплется? Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.
«Картотека игр-экспериментов»
Сентябрь
4 неделя Растения Почему цветы осенью вянут? Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. Картина с изображением растений.
Е. А. Мартынова, 179
Октябрь,
1 неделя Магнит Волшебная рукавичка. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.
«Картотека игр-экспериментов»
Октябрь,
2 неделя Воздух Поиск воздуха Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
О. В. Дыбина
Октябрь,
3 неделя Песок, глина Где вода? Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
«Картотека игр-экспериментов»
Октябрь,
4 неделя Свет Солнечные зайчики. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Зеркала.
О. В. Дыбина
Ноябрь, 1 неделя Человек «Умный» нос. Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.
«Картотека игр-экспериментов»
Ноябрь,
2 неделя Резина Резина, ее качества и свойства. Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность, Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.
«Картотека игр-экспериментов»
Ноябрь,
3 неделя Песок, глина «Необычное рисование» Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. Подносы с песком, камушки, ракушки, шарики.
«Картотека игр-экспериментов»
Ноябрь,
4 неделя Цвет Волшебная кисточка. Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.
Декабрь,
1 неделя Мех Зачем зайчику другая шубка? Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
О. В. Дыбина
Декабрь, 2 неделя Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
О. В. Дыбина
Декабрь,
3 неделя Снег Возьмем с собой снеговика. Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снеговик с носом из сосульки, емкость.
«Картотека игр-экспериментов»
Декабрь,
4 неделя Человек Язычок – помощник. Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).
О. В. Дыбина
Январь.
2 неделя Экспериментирование с предметами «Мыло-фокусник»
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Мыло, емкость, полотенце. вода. Е. А. Мартынова, 196
Январь,
3 неделя Воздух Что в пакете? Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды.
О. В. Дыбина
Январь,
4 неделя Вода, снег Как согреть руки? Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).
Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
«Картотека игр-экспериментов»
Февраль,
1 неделя Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
О. В. Дыбина
Февраль,
2 неделя Экспериментирование с предметами Легкий -тяжелый Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).
«Картотека игр-экспериментов»
Февраль,
3 неделя Металл Металл, его качества и свойства. Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Металлические предметы, магниты, емкости с водой.
«Картотека игр-экспериментов»
Февраль,
4 неделя Человек «Откуда берётся голос?» Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Е. А. Мартынова, 184
Март,
1 неделя Растения Хитрые семена. Познакомить со способом проращивания семян. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.
О. В. Дыбина
Март,
2 неделя Гнездо птиц (на дереве) Из чего птицы строят гнезда? Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
«Картотека игр-экспериментов»
Март,
3 неделя Свет Солнечные зайчики. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Зеркала.
«Картотека игр-экспериментов»
Март,
4 неделя Растения Что любят растения? Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Луковицы в сухой банке и в банке с водой.
«Картотека игр-экспериментов»
Апрель,
1 неделя Песок, глина «Волшебный материал»
Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Вода, емкость, песок, глина.
Е. А. Мартынова 160
Апрель,
2 неделя Экспериментирование с предметами Что звучит? Научить определять по издаваемому звуку предмет. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
«Картотека игр-экспериментов»
Апрель,
3 неделя Стекло Стекло, его качества и свойства. Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.
О. В. Дыбина
Апрель,
4 неделя Вода Способность отражать предметы
Показать, что вода отражает окружающие предметы. Таз с водой
«Картотека игр-экспериментов»
Май,
2 неделя Вода Прозрачность воды
Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов.
«Картотека игр-экспериментов»
Май,
3 неделя Пластмасса Пластмасса, его качества и свойства.
Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
«Картотека игр-экспериментов»
Диагностика
Функции диагностики:
-выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
-устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.
Результаты мониторинга позволяют:
-ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
-уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
-диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
-развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
-воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др. ;
-контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
-стимулировать результаты деятельности ребенка.
Критерии оценивания усвоения знаний, умений, навыков по экспериментально-исследовательской деятельности :
Высокий (3 балла) :
Познавательное отношение устойчиво.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний (2 балла) :
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий (1 балл) :
В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.
Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.
Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.
Индивидуальная карта развития ребенка дошкольного возраста для детей 5 –го года жизни
Ф. И. ребенка возраст___Группа ___ Учебный год 2018-2018 уч. год
Воспитатели Жамцуева А. Б.
№ Ф. И ребенка Показатели и критерии педагогического мониторинга
Имеет представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности Использует знания о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних свойств на свойства других Самостоятельно выполняет ряд после –
довательных действий (проводит опыт, использует схемы для исследования Умеет анализировать, выявлять сущест-
венные свойства и признаки вещества, материалов, предметов. Проявляет интерес к познавательной литературе Отражает свои наблюдения в разных видах деятельности
Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый
1.
2.
3.