Дыбчинская Татьяна Васильевна
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) и авторской программы «Русский язык» Иванова В. С. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
Публикация «Рабочая программа по русскому языку в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
- С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык : учебник для 4 класса в 2-х частях. М. : Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века);
- М. И. Кузнецова. Пишем грамотно: рабочие тетради, в 2-х частях. – М. : Вентана-Граф, 2013.
- М. И. Кузнецова. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающие тетради. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Предмет «Русский язык», на ступени начального общего образования, направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников, является основой развития у обучающихся познавательных универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом формирования навыков грамотного, безошибочного письма, умений, которые дадут им возможность успешно изучать русский язык в старших классах.
Рабочая программа имеет целью ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма. Способствует решению следующих задач изучения русского языка на ступени начального образования:
• овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
• усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам-матики (морфологии и синтаксиса, лексики (словарный состав языка, морфемики ( состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
• формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
• обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
• эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
• пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Координируется работа по учебнику и рабочим тетрадям «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок». При выборе методов изучения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам, используются следующие технологии: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие.
Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий.
В содержании рабочей программы из резервных уроков добавлено 7 часов на блок «Правописание» и 1 час на блок «Развитие речи». Это связано с изменениями учебника.
В рабочей программе представлены основные формы и виды организации образовательного процесса:
• урок (153)
• урок – презентация (4)
• урок – диагностика (3)
• урок – исследование (2)
• урок – проектирование (2)
• групповая консультация / самостоятельная работа учащихся дома (6)
Групповая консультация для учащихся чередуется с самостоятельной работой учащихся дома, которая направлена на выполнение заданий по коррекции знаний и умений после проведённых диагностических, проверочных, контрольных работ. Иные формы организации учебного процесса составляют 10%, урочная форма составляет 90%. Уроки презентации, диагностики, исследовании, проектирования проводятся за счёт резервных уроков, которых по программе предусмотрено 21.
Контроль личностных и метапредметных универсальных действий.
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Через тестовую работу на уроках русского языка будут проверены познавательные УУД.
Результаты диагностики можно использовать в образовательном процессе:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию учащегося (по каким конкретно умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Данная диагностика разработана для учащихся 3-4 х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах. Диагностика личностных и метапредметных результатов проводится в форме тестирования (диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера, комплексной работы на межпредметной основе.
Диагностика проводится:
- на входе в 4-й класс;
- на выходе из 4 го класса
Контроль и оценка предметных результатов.
Система оценки планируемых результатов проходит через текущий, итоговый контроль. Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оперативный (тесты, вопросы, схемы, рисунки, таблицы).
Представлены следующие виды контрольных и проверочных работ по русскому языку :
1) к урокам блока «Как устроен наш язык»
• текущие и итоговые контрольные работы;
• тесты с заданиями по теории языка;
2) к урокам блока «Правописание»
• текущие и итоговые диктанты;
• списывания;
• тесты с орфографическими заданиями;
• словарные диктанты;
3) к урокам блока «Развитие речи»
• текущие и итоговые изложения.
Текущие и итоговые контрольные работы к блоку «Как устроен наш язык» представлены в трех вариантах, которые соответствуют трем уровням сложности:
1 вариант предусмотрен для учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку.
2 вариант - для учеников со средней успеваемостью.
3 вариант (самый сложный) – для хорошо успевающих учеников. Здесь встречаются задания, в которых нужно не только показать высокий уровень усвоения материала, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации.
С целью отработки практических навыков учащихся запланировано проведение тестовых заданий. Все тесты составлены в двух вариантах, одинаковых по сложности. Проблема дифференциации при построении теста решается следующим образом: около 20% заданий составлены таким образом, что их без особых затруднений выполнит любой, даже самый «слабый» ученик; примерно 10% будут по силам только хорошо успевающим ученикам; основная масса заданий (приблизительно 70%) – средней сложности и доступна большинству учеников класса.
Содержание тем учебного курса (170).
Фонетика (1ч). Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова (6 ч). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (6 ч). Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол (22 ч). Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов и других частей речи
Наречие как часть речи (5 ч).
Имя числительное: общее значение (3 ч).
Синтаксис (4 ч). Синтаксический анализ простого предложения
Словосочетание (7 ч).
Сложное предложение (6 ч).
Правописание (формирование навыков грамотного письма) (59ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Развитие речи (30 ч) Совершенствование речевых умений.
Знакомством основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений) : изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные уроки (21 ч) из них 17 уроков презентации, диагностики, исследования, проектирования.
Учебно – тематический план.
№ Тема Кол-во час 1
триместр 2
триместр 3
триместр
1 Как устроен наш язык 60 19 16 25
2 Правописание 59 20 22 17
3 Развитие речи 30 10 10 10
4 Резервные часы: 21 7 6 8
Контрольные работы
Диагностические обследования
Проверочные работы 12
3
6 4
1
2 4
1
2 4
1
2
Итог 170 час. 56 54 60
График контрольных работ по русскому языку
№ п/п Тема контрольной работы Дата
1 четверть
1 Педагогическая диагностика успешности обучения 19.09
2 Списывание по теме: «Повторение орфограмм, изученных в 3-м классе». 23.09
3 Диктант (текущий) по теме «Повторение изученных орфограмм» 30.09
4 Текущая контрольная работа (тест) по теме: «Повторение фонетики, словообразования, морфологии». 02.10
5 Итоговая контрольная работа по теме : «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения» 22.10
6 Контрольный диктант за I четверть по блоку «Правописание» 28.10
2 четверть
1 Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи» 25.11
2 Диктант по теме: «Ь после шипящих в глаголах, тся – ться в глаголах». 09.12
3 Контрольное списывание по теме «ь после шипящих в глаголах,
–ться, тся в глаголах. Безударные личные окончания глаголов» 12.12
4 Текущее изложение. 16.12
5 Комплексная итоговая контрольная работа за 1 полугодие. 19.12
6 Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в Iи II четвертях» 23.12
3 четверть
1 Текущая контрольная работа по теме : «Время глагола». 20.01
2 Диктант по теме: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов». 03.02
3 Списывание по теме «Гласные на конце наречий; ь на конце слов после шипящих» 12.02
4 Итоговая контрольная работа по теме «Глагол», «Наречие», «Имя числительное» 12.03
5 Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в III четверти» 17.03
4 четверть
1 Текущая контрольная работа по теме : «Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании». 21.04
2 Диктант по теме: «Правописание слов в словосочетаниях». 23.04
3 Контрольное списывание по теме «Правописание слов в словосочетании» 28.04
4 Контрольное изложение 11.05
5 Комплексная итоговая контрольная работа. 13.05
6 Педагогическая диагностика успешности обучения 19.05
7 Контрольный диктант по теме «Орфографические и пунктуационные правила» 20.05
Планируемые результаты освоения программы по русскому
языку в 4-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,
глагол;
• слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
• начальную форму глагола;
• глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
• глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
• определять спряжение глагола;
• устанавливать при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• разбирать по членам простое двусоставное предложение;
• использовать разные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове;
• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом
80–100 слов;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные
слова, определенные программой);
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
• мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
• безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму
морфологический анализ имени существительного, имени
прилагательного, глагола и наречия;
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму
синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
• определять вид глагола;
• находить наречие и имя числительное в тексте;
• применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,
-ова/-ева;
• применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов
прошедшего времени;
• применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
• применять правило правописания мягкого знака на конце
наречий;
• применять правило правописания слитного и раздельного
написание числительных
• применять правило правописания мягкого знака в именах
числительных;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах;
• применять правило постановки запятой между частями сложного
предложения (простейшие случаи);
• письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно,
выборочно, от другого лица;
• соблюдать нормы современного русского литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
•ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
1•развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
•эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
•установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
•внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
•положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
•установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
•осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•различать способ и результат действия;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
•основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
•обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
•осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
•устанавливать аналогии;
•владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
•задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.